Александр Полынников — российский первопроходец жанра «про это». Его фильм «Обнаженная в шляпе» — стал крупнейшним прокатным событием 1991 г.
Родился 3 июня 1941 в селе Чистенькое Крымской обл.
В 1968 г. окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Л. Косматова).
С 1967 — оператор-постановщик Одесской киностудии.
Работал на фильмах «Городской романс» (1970) Петра Тодоровского, «Дерзость» (1971) и «Д'Артаньян и три мушкетера»(1978) Георгия Юнгвальда-Хилькевича и др.
В 1982 г. Александр Полынников стал Лауреатом Гос. премии СССР за операторскую работу в тв-фильме «Приключения Электроника» реж. Константина Бромберга.
С 1981 г. — режиссер-постановщик.
Сегодня имя Александра Полынникова вызывает теплые, ностальгические ассоциации, связанные с безвозвратно ушедшими временами кооперативного кинематографа конца 80-х - начала 90-х, когда на зрителей потоком хлынули дешевые фильмы отечественного производства. Низкое качество с технической и художественной стороны отнюдь не умаляет значения этого кино в процессе зарождении новой российской киноиндустрии. Как писал в 1994 г. Сергей Лаврентьев («Искусство кино»): «Появление Полынникова знаменовало собой зарождение отечественного кино класса «Б», без которого немыслима крупная киноиндустрия... Многие, и я, в том числе, пытались оценивать это кино с точки зрения ценителей искусства. Но это не плохое, а другое кино».
Заняв в отечественном кино пустующую в «досериальный» период нишу, Александр Полынников (вместе с патриархом отечественного трэша Анатолием Эйрамджаном) легко вписался в его живописный ландшафт новой реальности. Полынников быстро распознал свою целевую аудиторию — российского обывателя, который мог легко ассоциировать себя с героями его фильмов. Он прекрасно знал вкусы своего зрителя и безошибочно угадывал его желания. Жанровый диапазон здесь был широчайший — от мелодрамы до криминальной «чернухи», от комедии положений до так сказать, «клубнички». А жанровые схемы Александр Полынников знал прекрасно.
Его расчеты строились не на пустом месте. Первая полнометражная картина Полынникова (совм. с Виктором Макаровым) — советская музыкальная «романтическая комедия» «Берегите женщин» много лет кряду была телехитом и «бонусом» праздничной телепрограммы 8 марта.
В 1988 г. в режиссерской биографии Александра Полынникова начался новый период. Одесская к/с и новые кооперативные студийные образования запускали по одному, а то и по два его фильма в год. В 1990-м году вышла криминальная драма «День любви» о провинциальной королеве красоты, изнасилованной бандой подонков. Но фильмы про неприглядные стороны жизни, именуемые у нас «чернухой» не имели большого коммерческого потенциала. И вскоре режиссер нашел его в другом месте.
Александр Полынников — российский первопроходец жанра «про это». Его фильм «Обнаженная в шляпе» — стал крупнейшним прокатным событием 1991 г. «...От Москвы до самых до окраин «Обнаженная в шляпе» красовалась на стенах захудалых контор и престижных офисов, газетных редакций и частных квартир. Первая советская эротическая комедия волею судеб стала тем кинематографическим аккордом, под звуки которого сгинула последняя империя планеты» (Сергей Лаврентьев, «Искусство кино»).
Пикантные «штучки» a la fransais имели продолжения в фильме «Идеальная пара», где Александр Полынников раскрыл народонаселению глаза на такое экзотическое явление свингеры (которое, как, оказалось, могло иметь место и в жизни россиян). За февраль-апрель 1993 года фильм собрал в залах Москвы 100000 зрителей, а исходя из общей ситуации в прокате того периода, это был почти рекорд.
В последовавших далее фильмах режиссер обыгрывал такие явления российской действительности как жертвы рекламы, девочки по вызову, сексуальные аномалии и т.д. На «Клюкве в сахаре» Александр Полынников поставил личный рекорд, — фильм был снят за 12 дней. Но ни «Клюква», ни «Страсти по Анжелике» (1993), ни «Мужчина легкого поведения» (1994) , ни другие фильмы Полынникова былого зрительского успеха уже не имели — налаживалась система проката, стабилизировался видеорынок, у зрителя появился выбор.
Неплохая судьба сложилась у комедийной ленты «Тонкая штучка» (1999) по сценарию Аркадия Инина. Фильм участвовал в кинофестивалях, награды получили Александра Захарова, Игорь Бочкин, Аркадий Инин.
Неудивительно, что Александр Полынников с его бэкграундом оказался крайне востребован сейчас, во времена сериального бума на отечественном ТВ. Он был одним из режиссеров первой 100-серийной «мыльной оперы» о современной Золушке «Салон красоты» (НТВ-кино), после чего снял 40-серийного сериала «Возвращение Мухтара!» и один из блоков семейного «мыла» «Дружная семейка».
Одна из постоянных актрис Александра Полынникова — его жена Анна Назарьева, с которой они поженились после съемок фильма «Приморский бульвар». Впервые Анна снялась у Александра Полынникова в возрасте 11 лет ( «Берегите женщин»)
1999 Тонкая штучка (х/ф) (режиссер)
1997 Поживем - увидим (х/ф) (режиссер)
1996 Грешная любовь (х/ф) (режиссер)
1995 Клюква в сахаре (х/ф) (режиссер)
1994 Мужчина легкого поведения (х/ф) (режиссер)
1993 Страсти по Анжелике (х/ф) (режиссер)
1993 Кумпарсита (х/ф) (автор сценария, режиссер)
1992 Идеальная пара (х/ф) (автор сценария, режиссер)
1991 Обнаженная в шляпе (х/ф) (режиссер)
1991 Пример интонации (док.ф) (режиссер)
1990 Возьми меня с собой (х/ф) (режиссер)
1990 День любви (х/ф) (режиссер)
1986 Повод (тв/ф) (режиссер)
1982 Просто ужас (тв/ф) (режиссер)
1981 Берегите женщин (х/ф) (режиссер)
1979 Приключения Электроника (тв/ф) (оператор)
2003 Возвращение Мухтара (сериал) (режиссер)
2003 Дружная семейка (сериал) (режиссер)
2000 Салон красоты (сериал) (режиссер)