Русский философ, критик американоцентричного глобализма.
Окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1966), и аспирантуру (1971). Работал ассистентом на кафедре философии Московского института народного хозяйства (1966-1968; 1972-1975), затем - старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой управления, деканом факультета экономики и управления Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Миннефтехимпрома СССР (1976-1984). С 1984 - в Институте философии АН СССР (ныне РАН): старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, заведующий сектором (с 1989), заведующий лабораторией (с 1992). Работал на кафедре политологии МГУ (с 1989) и Академии славянской культуры (с 1992).
Кандидатская диссертация - "Критика социальной доктрины Жана Фурастье" (1974), докторская диссертация - "Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма" (1991). Работы Панарина А.С. посвящены проблемам философии политики, философии культуры, философии истории, анализу зарубежных идеологических течений, современному реформационному процессу в России.
Панарин А.С. прошёл путь от либерального диссидента советских времён к русскому философу-патриоту эпохи рубежа второго и третьего тысячелетий. В течение своей жизни Александр Сергеевич Панарин достиг значительных высот в научной сфере (доктор исторических наук, заведующий отделением теоретической политологии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова , директор Центра философских исследований Института философии РАН, действительный член 5 академий, в т. ч. Нью-Йоркской Академии Наук.
Александр Панарин написал более 250 научных работ, в том числе 18 крупных монографий и книг. Наиболее известные из них, принесшие Панарину известность и популярность – это «Политология», «Глобальное политическое прогнозирование», «Православная цивилизация в глобальном мире», «Агенты глобализма» (позднее эта работа целиком вошла в книгу «Искушение глобализмом», за которую учёный удостоился Солженицынской премии), и, наконец, «Стратегическая нестабильность в XXI веке».
Кроме обширных книг, Александр Панарин написал немало статей, реагируя на те или иные события: «В каком мире нам предстоит жить?» (геополитический прогноз, сделанный в 1997 году), «Наше ближайшее будущее безнадёжно устарело» (делается такой же прогноз – о глобальной гражданской войне богатых с бедными, загнанными в угол и вынужденными создавать силы глобальной самообороны), «Народ без элиты: между отчаянием и надеждой», «Онтология террора» (выступление на «круглом столе» в МГУ, организованном сразу же после терактов в Нью-Йорке, на котором Панарин выступил с мыслями, резко осуждающими встревание России в американские «антитеррористические» авантюры), наконец, статья в газете «Завтра», написанная к 50-летию со дня смерти И.В.Сталина – «О Державнике-Отце и либеральных носителях «эдипова комплекса», в которой учёный сопоставляет стремление развенчать «культ личности» со стороны интеллигенции с фрейдистским комплексом «юноши Эдипа», бунтующего против фигуры Отца в патриархальной семье.