С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, затем Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков.
Родился в 1908 году в посёлке Нытва, ныне город Пермской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов. Работал машинистом листопрокатного цеха Нытвенского завода. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, затем Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков.
С 12 Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По Август 1941 года служил в 32"А"-м ИАП, летал на И-16. С Августа 1941 года по Май 1942 года - в 184-м ИАП. С Сентября 1942 года по Январь 1943 года был замполитом 563-го ИАП. 9 Сентября 1942 года неподалёку от Сталинграда на Як-1 таранным ударом сбил истребитель Ме-109F. С Августа 1943 года - в 483-м ИАП, летал на Як-7 и "Аэрокобре".
К Августу 1944 года командир 438-го истребительного авиационного полка ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия ) Подполковник А. В. Оборин совершил 283 боевых вылета, в 119 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 13 самолётов противника. 7 Августа 1944 года в воздушном бою над Сандомирским плацдармом в районе посёлка Лагув ( 31 км юго - восточнее города Кельце, Польша ), когда кончились боеприпасы, таранил вражеский самолёт, но и сам погиб.
Всего выполнил около 300 боевых вылетов. Проведя 120 воздушных боёв, сбил 13 вражеских самолётов лично и 13 - в группе с товарищами. 10 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Красной Звезды, медалями.
* * *
Командир 438-го полка Подполковник Александр Васильевич Оборин, опытный боевой лётчик, к лету 1944 года имел на счету более 10 сбитых самолётов и 1 таран над Сталинградом.
9 Сентября 1942 года заместитель командира 563-го истребительного авиационного полка по политической части ( 283-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Сталинградский фронт ) батальонный комиссар Оборин вылетел ведущим пары Як-1 на сопровождение штурмовиков. В районе деревни Орловки под Сталинградом их атаковало 6 истребителей противника Me-109F. Не смотря на численное превосходство врага, наши лётчики приняли бой, обеспечив выполнение задания штурмовикам. При возвращении на свой аэродром, они снова были атакованы противником. Искусно маневрируя, Оборин ушёл из - под удара и сам сбил один "Мессер". В это время он заметил, как Me-109 атакует замыкающий Ил-2. Сделав крутой вираж, Оборин кинулся на выручку. Настигнув врага, он открыл огонь, но очередь прошла мимо. Оборин повторил атаку, но боеприпасов уже не было. Тогда он решил таранить. Увеличив газ до предела, он догнал "Мессер" и нанёс по нему удар левой плоскостью. Лишившись крыла, вражеский самолёт рухнул на землю. С оторванной консолью крыла Оборин привёл свой истребитель на аэродром и совершил посадку.
Он так и остался комиссаром до конца жизни. И человека, и дело всегда оценивал с позиции партийного руководителя. Он был превосходным воспитателем, умеющим в любой ситуации найти горячие, волнующие слова для людей. Он обладал даром просто и доходчиво говорить о самых серьёзных и ответственных вещах, устанавливать сердечные отношения с подчинёнными. И у тех как - то незаметно складывалась с ним задушевная дружба, которая связывает людей на всю жизнь.
Но он убеждал людей не только словами. На любое важное и опасное дело шёл впереди, показывая пример. Оборин был влюблен в авиацию, в это мужественное дело. Но, изучая технику, совершенствуя своё лётное мастерство, он, в первую очередь, открывал для себя и изучал людей: лётчиков, инженеров, техников, механиков.
Оборину были присущи такие качества, как целеустремленность, трудолюбие, высокая работоспособность. И, проявляя неукоснительную требовательность к подчинённым, он прежде всего был высокотребователен к себе. Всегда подтянутый, с безукоризненной выправкой, он даже внешне был прекрасным образцом советского офицера.
Командование 438-м ИАП Майор А. В. Оборин принял в 1943 году. В то время полк имел на вооружении самолёты Як-7. Под его руководством лётчики дрались с врагами под Курском и над Днепром.
В 1944 году полк получил американские истребители Р-39 "Аэрокобра", а Оборину было присвоено звание Подполковник. В Мае и Июне полк воевал над территорией Румынии, затем был переведён на 1-й Украинский фронт, где участвовал в Львовско - Сандомирской операции.
Все в полку любили этого человека - доброго и внимательного к людям, умного, проницательного и на редкость чуткого. Он был прост, понятен и доступен. Исключительно скромный, начисто лишённый ложного самолюбия, он был для всех подчинённых эталоном командира.
...Шли напряжённые бои за расширение Сандомирского плацдарма. Наземные войска подошли к Опатуву, Сташуву. Противник подбрасывал резервы. Наши лётчики с рассвета и до темноты находились в воздухе.
Ночью ремонтировали самолёты. В одной из машин была большая пробоина в крыле: зенитным снарядом повреждён лонжерон. Такой ремонт надо бы проводить на заводе, но тогда был дорог каждый самолёт. Это понимали и техники, и механики. Всю ночь стучали молотками, клепали лонжерон, может быть, всего лишь для одного вылета. К рассвету самолёт был готов. Потом они всё время думали, что если бы не отремонтировали тогда этот самолёт, то утром командиру полка не на чем было бы лететь в бой. И может, он остался бы жив...
На рассвете 7 Августа 1944 года командир полка подошёл к самолёту. Он был озабочен и как будто чем - то удручён. Перед вылетом, когда на нём уже были застегнуты лямки парашюта, достал из кармана гимнастёрки письмо к жене и, садясь в кабину, передал технику: "Отправьте сегодня же".
Через 20 минут группа Оборина встретила истребители противника. Комполка точно оценил обстановку, полагая, что "Мессеры", с которыми они встретились, высланы для "расчистки" воздуха от наших истребителей - с минуты на минуту следует ожидать бомбардировки.
Оборин не ошибся. Скоро из динамика на КП послышались короткие приказы ведущего - завязался воздушный бой. С КП запрашивают по радио, нужна ли помощь.
- Никакой помощи не надо, сами справимся, не таких видали, - уверенно ответил командир. И снова в наушниках звучат команды и распоряжения.
- Ещё одна группа подходит, - слышен доклад лётчиков.
- Бей гадов ! - кричит разгорячённый боем Оборин.
Через полчаса возвратились 7 самолётов. Где 8-й и кого нет ? Техники жадно искали глазами свои самолёеты. Нет машины командира...
Потом лётчики рассказывали: Оборин повёл в атаку ударную группу, а звену Егорова приказал прикрывать её от "Мессеров". С первой атаки четвёрка Оборина сбила 3 двухмоторных бомбардировщика. Остальные начали уходить, но командир решил преследовать противника. Егорову не удалось сдержать всю группу Ме-109, часть их прорвалась к Оборину. Теперь он атаковал бомбардировщики и одновременно отражал атаки истребителей. Каждый - и сам командир и лётчики его группы - дрался за двоих. Было сбито ещё 4 немецких самолёта. Но в это время подошла новая группа.
Оборин повёл свою четвёрку в атаку на подходящего противника. Патроны у них были на исходе, силы неравны: 4 против 15. И всё же наши лётчики сбили ещё 2 самолёта, но противник, не меняя курса, упорно шёл к цели. Ещё немного - и бомбардировщики будут над позициями наших танкистов. Кто - то из лётчиков сказал, что кончились патроны.
- Из боя не выходить, имитировать атаки, - приказывает командир. Он уже сбил 2 "Мессера", и у него тоже смолкли пушки - стрелять больше нечем. Тогда Оборин бросил свой самолёт под строй бомбардировщиков и снизу пошёл на головную вражескую машину.
- За Родину !.. - услышали лётчики последние слова командира.
Его истребитель врезался в жёлтое брюхо "Хейнкеля". Оба самолёта, объятые пламенем, сцепились намертво и падали так до самой земли. Таран советского истребителя потряс врагов. Не дойдя до цели, они разгрузились от бомб и повернули на запад.
Так погиб Оборин. Он спас жизнь танкистам ценою собственной жизни, совершив этот таран. В первом, ещё при обороне Сталинграда, Оборин срезал плоскостью своей машины крыло "Мессера" и на повреждённом самолёте дотянул до аэродрома. Второй его таран был последним.
Полк осиротел. Трудно было поверить, что нет больше человека которого все любили, как отца, как лучшего друга. А война не останавливалась, с аэродрома взлетали очередные группы истребителей, шли в бой, громя врага, повторяя последние слова командира: "За Родину !.."
Вскоре приехал командир дивизии и приказал командиру 1-й эскадрильи Капитану А. Л. Кожевникову принять командование полком. Только вот жену ( она служила в этом же полку инженером ), приказал перевести в другую часть: не полагается инженеру быть под начальством мужа.
- Есть, принять полк и командовать, только вместе с инженером, - ответил Кожевников. - Если придётся, мы и в штрафной батальон пойдём вместе. Не маленькие мы, товарищ командир, воюем не за страх, а за совесть.
- Ну что ж, если за совесть, оставайтесь, - изменил свое решение комдив.
...Бои на Сандомирском плацдарме то вспыхивали, то затихали: противник упорно старался отбросить наши войска обратно за Вислу. Наконец в начале Октября передний край примолк. В один из дней была получена телеграмма командования: полку присвоено звание Ярославского. В ней было написано: "За освобождение от немецких оккупантов города Ярослава на Сане и проявленный героизм 438-му истребительному авиационному полку присвоить наименование этого города и впредь именовать: Ярославский ордена Александра Невского истребительный авиационный полк".
Не дожил Александр Васильевич Оборин до этого славного события. А ведь это прежде всего был его праздник: сколько сил он отдал, сколачивая полк, показывая лётчикам личный пример храбрости, самоотверженности. Он не искал славы, она пришла сама, заслуженная, завоеванная в боях. Вот и на Сандомирском плацдарме полк снова внёс немалую лепту в общее дело победы над врагом...