И все-таки название Мариинская опера звучит куда лучше, чем Кировский театр. Да и на самом деле, при чем тут Мироныч? "Мариинка" - символ и гордость Санкт-Петербурга. И очень приятно, что их вернули городу.
Но одного возвращения исторических названий, конечно же, недостаточно для возрождения былого величия оперы. Приятно, что реставрирована знаменитая императорская ложа, в которой в былые времена сиживал лично тов. Романов, но с собой на гастроли ее не повезешь. А "Мариинка" сегодня больше времени проводит на гастролях, чем в родном городе. Это уже заслуга звездного коллектива, получившего в последнее международное признание.
Высочайший профессионализм труппы в доказательствах давно не нуждается, но и в ней есть свои лидеры. Имена Валерия Гергиева, Ирины Богачевой, Константина Плужникова, Александра Морозова известны сегодня поклонникам классического искусства в любой точке земного шара.
Александр Морозов, к примеру, блистал на главных оперных площадках Парижа, Амстердама, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтла, Милана, Тель-Авива... С родным театром объехал без преувеличения весь мир. Молодой еще солист - дипломант Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. Глинки (Москва, 1981), лауреат Международного конкурса в Рио-де-Жанейро (1983 - первое место и Гран-при), Международного конкурса имени П.Чайковского в Москве (1986, первая премия, золотая медаль, специальный приз).
Саша, вы из музыкальной семьи?
Начнем с того, что я родился в Ленинграде на площади Искусств (в общежитии Малого оперного театра, квартиры тогда у родителей не было), и уже поэтому был обречен стать музыкантом. Да и семья у меня, действительно, была артистическая - все занимались музыкой. Еще мальчиком меня определили на учебу в "Капелле"...
И далее все по накатанной?
Если бы так! Было очень непросто поступить в консерваторию, а уж утвердить себя: Приходилось побеждать на конкурсах, пробиваться. Мне особенно дорог успех на конкурсе имени Чайковского, потому что там мы добились "дубля": я получил первую премию, а мой аккомпаниатор Ира Соболева стала дипломантом. Такое мало кому удается. Если добавить к этому, что Ира:
Вам вовсе не безразлична:
Совершенно верно, она - моя жена. Словом, для нас это победа поистине стала если не эпохальной, то уж переломной точно.
Для московской оперной элиты даже Питер - провинция. Как вам удалось покорить столицу?
Для этого пришлось поучаствовать в лауреатских концертах в Большом театре, Кремлевском дворце, на других крупных столичных площадках. Эти выступления мне устраивала Ирина Константиновна Архипова. Эта великая певица очень много сделала для становления многих российских оперных талантов, низкий ей поклон. Для многих она просто открыла ворота в большое искусство. В результате ее стараний нас услышали, и сегодня большая группа певцов (Люба Козарновская, Володя Чернов, Глеб Никольский и я, а мы все примерно в одно время начинали) "прорубила окно в Европу".
И теперь там вас услышать гораздо проще, чем в родном театре.
Таковы сегодняшние реалии. Гастролирую я, как приглашенный солист. Гастролирует наш театр, и я в его составе.
Раньше, в советские времена, многие солисты Кировского театра, "засветившись", уезжали в Москву, в Большой. Эта тенденция сохранилась?
Зачем? Мы получили желанную свободу. Есть международный паспорт (это несложно), есть голос (вот это уже тяжелее), есть приглашения - гастролируй по всему миру. Раньше ездили, в основном, москвичи. И "избранные" ленинградца. Все мы были добытчиками валюты для родного отечества. Немаловажная была, между прочим, статья дохода. Ведь все, что мы зарабатывали своим трудом (а суммы, между прочим, были красивые), у нас отбирали чиновники министерства культуры. Нам оставляли процентов 10, не больше. Сейчас, к счастью, такого больше нет.
Можно ли сегодня сравнивать "Мариинку" и Большой?
Сложно и не совсем этично. Я бы сказал, что в Большом еще только начат процесс возрождения былых традиций. Мы же, во многом стараниями Валерия Гергиева, уже на полном ходу.
Тяжело работать с маэстро Гергиевым?
В первую очередь, это безумно интересно. Для тех, кто любит классическое пение, кто предан этой работе, совместное творчество с Гергиевым не может быт
ь тяжелым. Это фантастически интересно и поучительно.
Сколько времени вам приходится репетировать, чтобы поддерживать себя в сценической форме? У вас ведь огромный репертуар?
Каждый день, и подолгу. Вечерний спектакль отнюдь не является поводом к отмене утренних репетиций. Однако несколько часов в день я держу речевую паузу. Голос должен отдыхать, связкам требуется покой.
А говорят, покой нам только снится!
С Гергиевым поспишь! Спектакли, репетиции, премьеры: У нас до шести премьер в месяц доходит! Это не гонка за рекордом, это опять же сегодняшние реалии. Поэтому я использую любую возможность, чтобы дать голосу отдохнуть. Хотя и привык к такому темпу. Домашние меня понимают. Иногда даже в выходной не едем за город, а просто сидим дома и молчим, не разговариваем.
-Саша, в качестве приглашенного солиста вы пели, практически, на всех ведущих площадках мира. В том числе, в "Метрополитен опера" - своеобразной "Мекке" классической музыки. Когда вы выходили на эту легендарную сцену, какого-то особого волнения, подъема не испытывали?
Пожалуй, нет. Для меня главное - чувствовать себя в форме, видеть зал, людей. И тогда не имеет значения, родной это театр, или я на гастролях.
Вы пели в Национальной опере Израиля:
Да, несколько раз. Как-то даже спел в Тель-Авиве партию Старого Еврея в "Самсоне и Далиле". Хана Мунис организовывала те гастроли.
Вам нравится выступать в Израиле?
Конечно. Отсутствует языковый барьер:
Разве на концертах и спектаклях присутствуют только новые репатрианты?
Нет, конечно. Но ведь и на улицах можно пообщаться. К тому же, это так здорово - купаться, допустим, в январе. Для нас ваше море теплое круглый год. Но главное, конечно, это израильская публика - хорошо подготовлена, музыкальная. Это сразу чувствуется.
Ваш аккомпаниатор - жена Ира. В гастрольной жизни это плюс или минус?
Начнем с того, что Ира - блестящий аккомпаниатор, концертмейстер, сегодня она стала реальным помощником Гергиева, чем я откровенно горжусь. Ее советы для меня неоценимы, я всегда к ним прислушиваюсь. Это только несведущий человек может подумать, что, дескать, легко работать с женой-концертмейстером. На самом деле это очень даже сложно. Ира в фаворе в театре, и дай ей Бог и дальше держать ту же планку. Я преклоняюсь перед ее мастерством, талантом, усердием, но и : побаиваюсь.
То есть она критически воспринимает ваше творчество?
Еще как! Она очень строгий судья, и, повторюсь, высоко профессиональный. Ира - очень принципиальна в оценках, кроме того, я попросту не имею права ее подвести. Я ведь тоже играю на фортепиано, приходилось даже подрабатывать в качестве концертмейстера - были и такие времена. Но жена для меня - непререкаемый авторитет. У нас случаются споры. И если они касаются работы, я чаще всего уступаю.
При таких-то родителях дочь Даша:
Естественно, занимается музыкой! Занимается много, учится при петербургской консерватории. И учится отлично.
Вы бы хотели, чтобы она стала профессиональным музыкантом?
Без сомнения. Я надеюсь, что так и случится.
Вы занимаетесь классической музыкой. Интересно, а что бы поете, собравшись за столом с друзьями и выпив водки, - "Бориса Годунова" или что-то типа "Матроса Железняка"?
Вы знаете, по-разному бывает. Иногда находит что-то, и мы можем (три, скажем баса), выпив, затянуть что-то из классического репертуара. А можем и что-то легкое.
Эстраду - нет. А вот русские народные песни, романсы - другое дело. Иногда даже что-то гражданское. А эстрада: Люблю "Битлз" и "Аббу".
Лавры Николая Баскова вас не привлекают?
Думаю, что парня чересчур раздули. У нас в консерватории на первом курсе лучше пели. Не в обиду ему скажу, он мой коллега, но: безвкусица! Отсутствие элементарных профессиональных навыков. Ему бы поехать в Италию, поучиться, а итальянщину я не выношу, как и цыганщину. Другое дело - настоящее цыганское пение, лирика. Вот он послушал бы, например, Любу Козарновскую. Вот как надо петь такие вещи!