Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов на прикрытие своих самолётов, кораблей и баз. В 32 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 4 самолёта противника. 22 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 19 Апреля 1918 года в селе Яхники, ныне Лохвицкого района Полтавской области ( Украина ), в семье рабочего. Образование высшее. С 1937 года в Военно - Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков и получил назначение в ВВС Балтийского флота.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Маю 1944 года командир 13-го истребительного авиационного полка ( 9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов на прикрытие своих самолётов, кораблей и баз. В 32 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 4 самолёта противника. 22 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего выполнил более 700 успешных боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых сбил 20 самолётов противника лично и 10 - в группе.
После войны продолжил службу в ВМФ. В 1948 году окончил Военно - Морскую академию, в 1969 - Высшие авиационные курсы при Военной академии Генерального штаба. Затем Генерал - Полковник авиации А. А. Мироненко служил на командных должностях в ВМФ. В 1974 - 1982 годах был командующим авиацией ВМФ. Заслуженный военный лётчик СССР, кандидат военно - морских наук. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Октябрьской революции, Красного Знамени ( трижды ), Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Умер 17 Июля 1999 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
* * *
Всю войну А. А. Мироненко провёл на Балтике. До 1942 года, в составе 13-го истребительного авиаполка, он летал на И-15бис и И-16. Перевооружение полка происходило постепенно: в разных количествах пступали Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3 и "Харрикейны", однако в 1943 году все они были заменены на Ла-5. В течение всей войны полк оставался в ВВС Балтийского флота, вёл многомесячные бои над полуостровом Ханко, под Ленинградом и Ладогой.
...Остров Сухо так мал, что не помечен даже на карте - двухкилометровке. Его площадь чуть больше 250 квадратных метров. И тем не менее он привлёк внимание врагов. Крошечный островок, на скалистом берегу которого ещё с далёких петровских времён стоит маяк, напоминал бессменного часового. Так оно и было. Остров Сухо стерёг Ладогу, ту её часть, по которой в летнее время осуществлялась связь Ленинграда с "Большой землёй". Маяк указывал путь нашим кораблям, а установленная на острове артиллерийская батарея мешала врагам к ним приблизиться.
Но соблазн перерезать Ладожскую трассу был очень велик. Захват скалистого островка мог действительно сорвать судоходство и лишить Ленинград подвоза продовольствия и боеприпасов: и севернее, и южнее хозяйничали враги.
22 Октября 1942 года немцы решили захватить остров Сухо, поставить здесь артиллерийские батареи и топить проходящие мимо баржи с продовольствием. На крошечный островок они бросили целую флотилию десантных судов. О сражении за Сухо узнала вся страна. В сообщении Советского информбюро говорилось:
"22 Октября до 30 десантных судов и катеров противника под прикрытием авиации пытались высадить десант на один из наших островов в Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации Краснознамённого Балтийского флота десант противника был разгромлен. В результате боя уничтожена 16 десантных судов противника и 1 судно захвачено в плен. В воздушных боях в районе высадки десанта сбито 15 самолётов противника. Наши корабли потерь не имели".
О мужестве гарнизона острова писали много. Он заслужил это. Артиллеристы во главе со своим командиром Иваном Константиновичем Гусевым сражались геройски. И всё же решили исход боя балтийцы. Разбирая эту операцию, специалисты отводят особую роль лётчикам Краснознамённого Балтийского флота. Если же спросить авиаторов, участвовавших в этой операции, кто особенно отличился, они прежде всего назовут Александра Алексеевича Мироненко и Михаила Гавриловича Клименко.
Лётчики эти служили в разных полках, летали на самолётах различного типа: Мироненко - на истребителе, Клименко - на штурмовике. Но когда речь заходит о бое 22 Октября 1942 года, их имена упоминаются рядом.
Конец Октября никогда не балует Ленинградцев хорошей погодой. На Ладоге и того хуже - штормит, не всегда отличишь, где кончается вода и начинается небо. Враги недаром выбрали такую погоду: рассчитывали на то, что авиация не сможет помешать им.
Едва начало светать, близ острова Сухо появилась группа самолётов, ведомая Александром Мироненко. Несмотря на плохую погоду, он разглядел вражеские корабли. Они были уже километрах в 5 от островка. Мироненко повёл самолёты в атаку. Начал он с того, что потопил моторный катер, активность которого показалась ему слишком подозрительной. Впоследствии выяснилось, что на катере находился старший офицер, который должен был руководить высадкой десанта.
Когда Мироненко появился в районе острова второй раз, сюда уже слетелось много истребителей противника. Несмотря на численное превосходство врага, группа Мироненко прорвалась к цели и подожгла десантную баржу. Горящее судно затонуло. На обратном пути Александр Мироненко перехватил вражеский "Дорнье", пытавшийся бомбить наши корабли, и сбил его.
Среди побед, одержанных Майором Мироненко, много и других весьма значительных.
В Июне 1943 года Мироненко поставили во главе полка. Мужество и боевое мастерство командира были хорошим примером для других. Но, представляя Майора Мироненко к Золотой Звезде Героя, командир дивизии особенно подробно написал о том, как храбро он сражался в боях за остров Сухо.
К Маю 1944 года командир 13-го истребительного авиационного полка Майор А. А. Мироненко совершил 629 боевых вылетов. В 32 воздушных боях сбил 12 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами. 22 Июля 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" ( № 4015 ).
Войну Гвардии Подполковник А. А. Мироненко закончил командиром 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( летающего на "Яках" ), который сопровождал бомбардировщики и штурмовики, атаковал немецкие конвои на Балтике. Всего совершил более 700 успешных боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых сбил 20 самолётов противника лично и 10 - в группе с товарищами.
В 1948 году он окончил Военно - Морскую академию, в 1969 - Высшие авиационные курсы при Военной академии Генерального штаба. Служил на Дальнем Востоке командиром авиадивизии, авиакорпуса ПВО, в составе которого было 15 полков МиГ-15, МиГ-17, 4 из которых приняли участие в Корейской войне 1950 - 1952 годов. С Мая 1956 года в течение 15 лет руководил Военно - Воздушнымии силами Черноморского флота. C Февраля 1971 года в Центральном аппарате ВМФ. Почти 4 года работал начальником штаба авиации ВМФ, а с 5 Августа 1974 года в течение 8 лет осуществлял руководство авиацией Военно - Морского флота. С Сентября 1982 года в течение 5 лет работал в Научно - техническом комитете ВМФ, откуда 31 Декабря 1987 года ушёл в отставку в звании Генерал - Полковника авиации.
Что же касается Капитана М. Г. Клименко, то звание Героя Советского Союза он получил за 4 месяца до этого - 14 Июня 1942 года. Уже тогда его боевой счёт был внушительным - он потопил 6 кораблей противника, уничтожил 34 танка, 60 орудий.
22 Октября Герой Советского Союза Клименко, для которого не существовало нелётной погоды, несколько раз появлялся над десатными судами противника. Он вёл группу штурмовиков. Ни плохая погода, ни заградительный огонь зениток не остановили его. Пробившись к цели, командир показал ведомым пример, потопил баржу. В этом бою группа Клименко отправила на дно Ладоги 8 самоходных десантных барж.
Отыскать цель и поразить её при плохой видимости можно только с малой высоты. Клименко, как шутили его однополчане, "летал пешком". Он проносился над самыми головами врагов. Однажды это едва не стоило ему жизни. Снаряд пробил мотор "Ила". Только большой опыт и выдержка помогли лётчику довести самолёт до своей территории и посадить его. И ещё не раз Михаил Гаврилович Клименко боевыми делами доказывал, что с честью носит Золотую Звезду Героя. А после войны он снова вернулся в гражданскую авиацию.