Российский филолог и лингвист, специалист в области семитского, берберо-канарского и афразийского языкознания.
Александр Юрьевич Милитарёв (род. 14 января 1943, Томск) — российский филолог и лингвист, специалист в области семитского, берберо-канарского и афразийского языкознания, а также библеистики; один из ведущих исследователей в области сравнительного языкознания и реконструкции афразийского праязыка, а в перспективе — общего праязыка человечества («турит»).
Окончил переводческий факультет 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза по специальности «Английский и испанский языки»; в 1967 г, аспирантуру Института востоковедения РАН, где работал в 1973—1993 гг. Кандидат филологических наук (1973), ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по лингвоэтнокультуре РГГУ (с 1994). Преподаватель на филологическом факультете МГУ (1986—1990), с 1993 г. — преподаватель, с 1994 — заведующий кафедрой языков и культур древнего Ближнего востока и ректор Еврейского университета в Москве (ныне Высшая гуманитарная школа им. С. Дубнова). Также читает лекции в университетах США, Европы и Израиля.
Автор более 100 научных работ, в том числе 3 монографий, а также (совместно с Леонидом Коганом) «Семитского этимологического словаря» (т.1 — Мюнстер, 2000).
Милитарёв — член группы московских лингвистов, возглавлявшейся С. А. Старостиным, ведущей работы над проектом реконструкции гипотетического общего праязыка человечества, которому Милитарёв дал условное название «турит» («Протобашенный» — то есть до Вавилонского столпотворения). Согласно гипотезе Милитарёва-Старостина, «турит» зародился в Африке, где его потомками является ряд африканских языков, сохранивших предположительно свойственные «туриту» щёлкающие звуки; по выходе предков большинства человечества из Африки, он разделился на америндскую (индейские языки), индо-тихоокеанскую, австралийскую и евроафриканскую ветви; потомками последней являются большинство языков Старого Света, включая русский. Менее вероятный вариант — что все африканские ветви также образовались на территории Палестины-Ливана, после чего их носители вернулись в Африку и ассимилировали население, говорившее на иных языках. Милитарёв относит возникновение языка к более раннему времени, чем Старостин, считая его процессом, параллельным формированию «человека разумного».
Основные публикации
К проблеме локализации древнейших афразийцев // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. М., 1984. Ч. 2. С. 35-53. Соавт. Шнирельман В. А.
Язык мероитской эпиграфики как исторический источник в свете его генезиса // Вестник древней истории. 1984, № 2. С. 153—170.
The Problem of Proto-Afrasian Home and Culture (An Essay in Linguo-Archaeological Reconstruction). М. (в соавт.) 1988.
Tamahaq Tuaregs in the Canary Islands (Linguistic Evidance) // Aula Orientalis. 1989. ? 6. P. 195—209.
Towards the Reconstruction of Sumerian Phonology.- Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Вып. 1, 96-105. М., 1989 (в соавт.).
Egyptian-Coptic Glottochronology. Ibid., 40-43. 1989.
Лингвистическая реконструкция как исторический источник: состояние и организация междисциплинарных исследований. Вестник Академии Hаук СССР, 1, 58-69. M. 1989.
First Approach to Comparative-Historical Phonology of Afrasian. Proceedings of the Fifth International Hamito-Semitic Congress (1987), vol.1, 73-85, Wien. (в соавт.) 1990.
Evidence of Proto-Afrasian Cultural Lexicon. Ibid., 73-85. 1990.
Ливийско-гуанические языки // Языки Азии и Африки: Афразийские языки. М., 1991. Т. 4, кн. 2. С. 148—267.
Шумеры и семиты: встреча равновеликих культур // Восток. 1993. ? 5. С. 22-33. Соавт. Ковалев А. А.
From Mesopotamia to Greece: to the Origin of Semitic and Greek Star Names // Proceedings of the 3rd Graz Oriental Symposium. Graz, 1993. P. 307—329. In coop. Bobrova L.
Шумеры и афразийцы // Вести, древ, истории. 1995. ? 2. С. 113—127.
Народная этимология: Слово, творящее мир // Материалы международного конгресса «100 лет P.O. Якобсону»… М., 1996. С. 108—110.
Eine Garamantiade im Kontext der nordafrikanischen Geschichte. Zum Schickal eines Volkes aus linguistischer Sicht // Hellenismus: Beitrage zur Erforschung von Akkulturation und politisher Ordnung in den Staaten des hellenistischen Zeitalters: Akten des Intern. Hellenismus-Kolloquiums… Tubingen, 1996. P. 725—748.
Home for Afrasian: African or Asian?: Areal Linguistic Arguments // Cushitic and Omotic Languages: Proceedings of the 3rd Intern. Symp. … Koln, 1996. P. 13-32.
К прообразу идеи человечества в книге Бытия // От Бытия к Исходу. М., 1998. С. 11-20.