Войну Александр Матвеев закончил с 14-ю воздушными победами. Всего совершил более 300 боевых вылетов ( с учётом боёв в Монголии и Финляндии ), сбил 7 вражеских самолётов лично и столько же - в составе группы.
Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), другими правительственными наградами. Последнее время жил в Москве.
12 Января 1943 года после тщательной подготовки началось наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов с целью прорыва блокады Ленинграда. За 7 дней ожесточённых боёв железное кольцо, которым враг сжимал с осени 1941 года город на Неве, было разорвано.
Весомый вклад в победу над врагом в ходе этой операции и дальнейших боевых действий внесли авиаторы 275-й истребительной авиационной дивизии, её Гвардейские полки. Из 3000 самолётов врага, которые были уничтожены на подступах к Ленинграду, более 500 записали на свой счёт пилоты этого соединения. Командовал дивизией Генерал - Майор авиации А. А. Матвеев.
Александр Матвеев родился в 1910 году. В авиации с 1934 года. Был инструктором в Борисоглебской авиационной школе. Затем закончил Авиационный факультет при Военно - Политической академии, служил в истребительной авиации.
А. А. Матвеев прошёл большой и славный путь. Боевое крещение получил в боях с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол летом 1939 года. Комиссар эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка, Александр Матвеев совершил 71 боевой вылет, в 19 воздушных боях сбил лично 2 и в группе 5 японских самолётов.
Во время Советско - Финской войны 1939 - 1940 годов был комиссаром 147-го истребительного авиаполка в Мурманске. Совершил несколько десятков боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника.
Великая Отечественная война застала А. А. Матвеева в Подмосковье - он был комиссаром 17-го истребительного авиаполка. Здесь Александр Андреевич продолжил список своих побед. В Октябре 1941 года Матвева назначили командиром 154-го авиаполка. Под его руководством полк проходил в тылу переформирование и ( одним из первых в Советских ВВС ) осваивал новую технику - американские истребители Р-40 "Томагаук". Затем, в конце Ноября, полк получил приказ перебазироваться на аэродром Подборовье и, вместе с 127-м авиаполком, приступил к выполнению основной боевой задачи - сопровождение транспортных самолётов до Ленинграда.
В полку было 24 экипажа. Многие его лётчики в первые месяцы войны летали на самолётах И-16 в небе Ленинграда и уже имели боевой опыт. Основу, костяк полка, на боевом счету которого к концу войны значилось свыше 460 сбитых вражеских самолётов, около 1000 проведённых воздушных боёв, несколько тысяч вылетов на сопровождение воздушно - транспортных караванов, составляли такие известные ленинградские лётчики - истребители, как Пётр Пилютов, Пётр Покрышев, Георгий Петров, Алексей Сторожаков, Сергей Титовка, Андрей Чирков, Владимир Матвеев, Николай Зеленов, Пётр Зюзин, Александр Горбачевский, Константин Коршунов, Иван Леонович, Фёдор Чубуков. Все они в последствии были удостоены звания Героя Советского Союза.
Начало боевой деятельности полка на трассе воздушного моста было сопряжено с немалыми трудностями. Вспоминая о тех днях, А. А. Матвеев рассказывал позднее:
- Новый самолёт доставлял немало хлопот. Конструктивно он не был приспособлен к полётам в условиях суровой зимы: от морозов лопались трубки и соты маслянных радиаторов, застывала гидросмесь, а запасных частей и материалов для ремонта не хватало. Много пришлось повозиться инженерам, техникам и механикам, чтобы приспособить теплолюбивых "американцев" к русским морозам. Хитроумные техники полка к маслянным радиаторам и гидросистемам приладили краники и в сильные морозы масло и гидросмесь на ночь сливали и уносили в тёплое помещение. Труднее было с серебряным припоем для ремонта радиаторов. Но справились и с этим делом - у местных жителей раздобыли старые серебрянные монеты и кое - какие поделки из серебра, переплавили их и делали припой. После всех этих доделок и доводок американские "Томагавки" стали летать.
Лётчики полка, бывало шутили: "Если понадобится, у наших техников и топор ( "Томагавк" - боевой топорик американских индейцев ) будет летать". Нечего греха таить: самолёты были неважные, но тем не менее лётчики полка летали и воевали на них неплохо.
Вскоре появилась и новая проблема - уже к весне 1942 года полк стал испытывать острую нехватку запасных моторов "Аллисон".
Из - за этого большое число машин оказалось на приколе. Тогда по личной инициативе Подполковника А. А. Матвеева и Полковника П. Маликова, в 1-й авиаремонтной базе ВВС в Ленинграде, началась работа по переделке Р-40 под советские моторы М-105П и М-105Р. Всего было переделано около 40 машин. И хотя их лётно - технические характеристики несколько ухудшились, на них можно было воевать. А это, в тот период времени, было важнее всего !
Воздушный мост, родившийся в Сентябрьские дни 1941 года, превратился в арену жесточайших воздушных схваток. Больше месяца лётчики 154-го полка ( 22 Ноября 1942 года преобразованного в 29-й Гвардейский ) сопровождали в Ленинград транспортные самолёты. Не всё налаживалось сразу. На первых порах были промахи, ошибки и даже неоправданные потери лётчиков. Так же как лётчики соседних 127-го и 286-го полков, пилоты 154-го полка выдерживали чрезмерную физическую и моральную нагрузку. Они по 5 - 6 раз в день поднимались в воздух, отважно сражаясь с противником, имевшим 2 - 3 кратное численное превосходство.
154-й истребительный полк Майора Матвеева был одним из тех, на чью долю выпала нелёгкая задача прикрывать с воздуха наши войска, пытавшиеся пробиться к Ленинграду с востока - со стороны Большой земли. Малоизвестные когда - то Погостье, Виняголово, Кондуя, Смердыня, Кордыня что ни день упоминались тогда в боевых донесениях. Близ этих мест шли тяжёлые бои и на земле и в небе.
Особенно напряжённым был Март 1942 года. Ни один вылет не обходился без боя. Но самым тяжёлым для летчиков оказалось 13 Марта. Механики едва успевали заправлять самолёты горючим и боеприпасами. Осуществляя командование полком, Александр Андреевич часто вылетал на боевые задания и сам.
Прикрывая 13 Марта 1942 года наземные войска, звено 154-го ИАП в составе А. А. Матвеева, П. А. Пилютова и А. В. Чиркова над линией фронта встретило 4 истребителя Ме-109. Атаковав врага, наши лётчики сбили один самолёт и тут же увидели пикировщики Ju-87, которые готовились бомбить наши войска. Александр Матвеев повёл звено на "Юнкерсов", когда вдруг сверху "свалилось" ещё 9 "Мессеров". Однако ввязываться с ними в бой было нельзя - важнее было помешать пикировщикам прицельно сбросить бомбы. Оторвавшись от Ме-109, наши истребители ударили по Ju-87. Один самолёт загорелся, другие шарахнулись в стороны. Теперь все силы, всё внимание и мастерство наши лётчики обратили на борьбу с истребителями противника, которые стремились расправиться с отважной тройкой. Но врагу так и не удалось сбить ни одного нашего самолёта.
40 минут длился этот тяжёлый бой ! Кружась, словно в водовороте, взмывая и пикируя, стреляя и увертываясь от пулемётных трасс, наши лётчики не подпустили "Юнкерсы" к переднему краю. Ни одна бомба не упала на позиции советских войск. Так ничего и не добившись, немецкие самолёты ушли. Только тогда повернула к аэродрому и группа Матвеева. Продлись этот бой ещё 5 минут - пришлось бы садиться где - нибудь возле линии фронта. Горючего хватило только чтобы дотянуть домой.
Через день в газете появился приказ командующего фронтом о награждении Майора Матвеева и Капитана Чиркова орденом Ленина, Майора Пилютова, Капитана Покрышева и отличившегося несколько ранее Лейтенанта Мармузова - орденом Красного Знамени.
Потом было ещё много напряжённых воздушных боёв... В Мае 1943 года 29-й Гвардейский авиаполк, за успешные боевые действия, удостоился чести именоваться впредь "Волховским".
О высокой лётной выучке Майора А. А. Матвеева может служить следующий эпизод из его жизни.
Старшего инженера 154-го истребительного полка К. Н. Шатаева влекло небо, и он овладел самолётом. Шатаев уже не сомневался, что хоть время от времени сможет летать. Ему оставалось лишь сдать командиру полка зачёт по технике пилотирования. Можно было не сомневаться, что он сдал бы его, но случилось так, что экзамен не состоялся. Едва машина оказалась в воздухе, как совершенно неожиданно самолётные лыжи, будто пики, нацелились в землю. Оказалось, что на радостях Константин Шатаев не выполнил первой заповеди лётчика - принимая от механика самолёт, не осмотрел его. А механик, отстегнув, как положено, на ночь резиновые амортизаторы, которые удерживали лыжи в горизонтальном положении, утром забыл пристегнуть их обратно.
И вот теперь неминуемо должна была произойти авария, если даже не катастрофа. После того как острые концы лыж ткнутся в посадочную полосу, могло случиться всякое. Разве что отойти в сторону и плюхнуться в глубокий снег... Но командир полка, словно испытывая судьбу, повёл самолёт не к снежной целине, а на укатанную полосу. Все замерли. Сейчас круто опущенные носки лыж вонзятся в спрессованный тяжёлыми катками снег, и самолёт, беспорядочно кувыркаясь, разлетится на куски. И вдруг, когда беда казалась неминуемой, самолёт резко вздернул нос и как - то странно "присел" на хвост. Задние концы лыж коснулись укатанного снега, и самолёт, в то же мгновение очутившись в горизонтальном положении, как ни в чём не бывало заскользил по посадочной полосе.
Все были восхищены мастерством командира полка. Но сам Александр Андреевич Матвеев избегал разговоров об этом случае. Он даже строжайше предупредил, чтобы никто, чего доброго, не вздумал написать в газету о его необычной посадке. Он не гордился ею, а стыдился. Стыдился не самой посадки, действительно блестящей, а того, что привело к ней, - непристёгнутых амортизаторов. Что же касается инженера, то его лётная карьера тогда же и закончилась. Выбравшись из самолёта, жомандир полка сказал, что очень ценит его как инженера, но в качестве лётчика его с большим успехом заменит любой новичок, только что закончивший лётное училище...
Войну Александр Андреевич Матвеев закончил командую уже 275-й истребительной авиационной дивизией ( получившей 27 Января 1944 года почётное наименование "Пушкинская" ), показав себя не только блестящим лётчиком - истребителем, но и граммотным командиром.
Летом 1944 года, в период боёв за Выборг, немецкая авиация предприняла попытки бомбардировки наших войск группами по 30 - 50 самолётов. Вражеские истребители оказывали упорное сопротивление нашей авиации, стремясь не допустить их к своим войскам и объектам.
Для отражения налётов бомбардировщиков противника командир 275-й истребительной авиадивизии Полковник А. А. Матвеев по данным радиолокационных станций немедленно высылал группы по 6 - 8 истребителей с последующим наращиванием сил в зависимости от боевой обстановки. Истребители делились на сковывающую и ударную группы. Перед нанесением массированных ударов нашей авиацией поднимались группы по 8 истребителей, очищающих воздушное пространство от неприятельских истребителей. Нападения немецких самолётов успешно отбивались нашими лётчиками.
Войну Александр Матвеев закончил с 14-ю воздушными победами. Всего совершил более 300 боевых вылетов ( с учётом боёв в Монголии и Финляндии ), сбил 7 вражеских самолётов лично и столько же - в составе группы.
После войны Александр Андреевич остался в ВВС. В 1946 - 1971 годах был начальником Батайского ВАУЛ. Службу закончил в звании Генерал - Лейтенанта авиации, будучи Начальником Управления ВУЗов ВВС страны. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), другими правительственными наградами. Последнее время жил в Москве. Умер в 1998 году.