"Тепло... гармония... покой...", - напишут в книге отзывов. И еще: "Из этого зала не хочется уходить. Хочется сидеть и смотреть...", "После трудного дня попала на выставку и как будто умылась чистой водой..."
Так Москва открыла для себя Александра Маранова - художника необычного, яркого, запоминающегося и зрелого.
Москва, 1997 год, Дом художника на Кузнецком Мосту. Первая в Москве персональная выставка художника-живописца Александра Маранова, цикл работ под названием "Сияние": "Маргарита", "Дочь Солнца", "Мир входящему", "Колыбельная"... Первые посетители... Недоумение, буквально шок... Невидимая энергия, физические законы света, тайны гармонии, небесное и земное, внешнее и внутреннее, любовь, страдание, красота, переплетенные в паутину сияющих линий, - реальность творческого мира Александра. "Тепло... гармония... покой...", - напишут в книге отзывов. И еще: "Из этого зала не хочется уходить. Хочется сидеть и смотреть...", "После трудного дня попала на выставку и как будто умылась чистой водой..."
Так Москва открыла для себя Александра Маранова - художника необычного, яркого, запоминающегося и зрелого.
С тех пор минуло шесть лет. Несколько персональных выставок, участие в престижных арт-салонах в Центральном Манеже и ЦДХ на Крымском Валу, неизменно большое количество поклонников творчества художника. Его сравнивают с Врубелем, Эль Греко, Чюрленисом... Искусствоведы причисляют к символистам и неоромантикам. И все же творчество Александра Маранова - это уникальное явление в современной российской культуре. И суть его в той труднопостижимой духовной сфере, с которой связано понятие жизненной миссии истинного мастера...
Вот что художник рассказывает о себе:
- Мои родители - уроженцы деревни Петраково, что на Волге, под Угличем. В трудные пятидесятые поехали на заработки в хлебный город Ташкент да так там и остались. В 1962 году в Ташкенте родился и я. Первый раз взял в руки карандаш лет в семь. Получалось, говорят, хорошо, поэтому мама отвела меня в детскую художественную студию. Все свободное время посвящал рисованию. В конце концов на семейном совете постановили: быть мне художником. Об этом выборе ни разу в жизни не пожалел.
В 1981 году я закончил Ташкентское художественное училище имени П.П. Бенькова, а в 1987 году - Ташкентский государственный театрально-художественный институт имени А.Н. Островского. Все эти годы работал очень много, по 16-18 часов в сутки. Помимо обязательных заданий: зарисовок, этюдов, эскизов - занимался самообразованием, вникал в тонкости художес
твенной техники мастеров современности и прошлых веков, пытался открыть загадки цвета, экспериментировал. Мои ранние картины были очень "материальными".
Изменения произошли позже - в тридцатилетнем возрасте, когда из-за большой проблемы в личной жизни я уехал из Ташкента в Москву. Именно в это время после мучительных раздумий о смысле жизни, об истинном призвании художника, о его миссии ко мне пришло знание, в один миг перевернувшее всю мою жизнь, - мне открылось Сияние. Я мечтаю передать людям красоту Сияния, которое спасло меня и ввело в чудесный мир Красоты и Нежности, чего так недостает сейчас человеку и к чему он так стремится...
Как рождаются образы, запечатленные в картинах? Иногда под впечатлением произведений художественной литературы. Например, "Колыбельная" и "Маргарита" были написаны после серьезнейших раздумий над "Фаустом" Гете. Иногда во время набросков, зарисовок приходит некий образ... Многие работы родились под музыку Баха, Вивальди, Чайковского - выключаю свет, закрываю глаза и отдаюсь на волю музыкальных волн, сантиметр за сантиметром "просматриваю" свою будущую работу и, пока она не явится внутреннему зрению как нечто целое, во всех деталях, с законченной композицией, не встаю к холсту. Иногда для этого нужен не один месяц. Так, триптих "Сияние" начал писать под органные симфонии Баха ранней весной, а когда закончил, уже ноябрьский снег лежал. Что было за эти шесть месяцев - не помню, время пролетело, как несколько дней...
В настоящее время увлекся фотографией, особенно макросъемкой: красота лесного, на первый взгляд невзрачного, цветка, разрез минерала, паутина, светящаяся на солнце, россыпь дождя на траве - неисчерпаемый источник вдохновения. Надо только постараться увидеть в обычном необычное: в тонких нитях ручейка - небесные чертоги, в капле росы - Вселенную, в цветке - всю истинную красоту природы. Не надо ничего выдумывать, окунись в Природу, почувствуй ее горячий пульс, возьми ее краски, говори на ее языке, и тебе откроются невиданные сокровища. Это доступно любому человеку, а не только художнику. Задача же художника - приоткрыть тайну, позвать за собой в долгий духовный путь возрождения через истинную красоту и гармонию этого мира...