ПОПАВ впервые в дом к Александру Ивановичу Мальшавину, не можешь не удивиться, сколько здесь полезных самодельных вещей и вещиц: по стенам развешаны картины кисти хозяина дома, а комнату украшает «рукотворная» мебель. Внутренним побуждением к созданию всего этого великолепия послужила неодолимая тяга к творчеству, которая буквально преследовала нашего героя все 73 года его жизни. И окончательно настигла в пенсионном возрасте. Наверное, именно про таких людей говорят — на все руки мастер.
СОВСЕМ маленьким мальчиком Александр Иванович увлекся рисованием. Он показывает мне альбом с рисунками: работы кажутся профессиональными, но сделаны, когда художник ходил в первый класс. Впрочем, автору и самому трудно отличить ранние работы от более поздних — точно датируются только те из них, на которых сзади корявым почерком первоклассника написана дата или название.
Среди картин встречаются и двусторонние — во время войны были большие проблемы с бумагой, поэтому нередко на обратной стороне натюрморта акварелью выписан пейзаж.
ОДНАКО карьера художника не сложилась. Александр Иванович поступил в Строительный институт Моссовета. Поменял несколько мест работы. Примерно в то время он реализовал свою любовь к английскому языку в нескольких переводах. Кстати, не так давно вышла книга «1000 идей по оформлению интерьера», в подготовке издания которой на русском языке поучаствовал и наш переводчик. Эти книги хранятся рядом со стопкой «АиФ» за 1978 год — Александр Иванович был нашим подписчиком с самого первого дня издания.
Один из самых важных проектов всей жизни — это макет памятника жертвам репрессий. Когда был объявлен конкурс на лучший памятник, Александр Иванович тоже решил поучаствовать. Белый обелиск в его исполнении мог бы украсить, например, Манежную площадь. Под обелиском должен гореть Вечный огонь, скрытый за решетками и забором с колючей проволокой (позже от ограды автор отказался — слишком жесткой казалась символика тюрем и бедствий). Сегодня значительную часть своего времени скульптор тратит на то, чтобы «пробить» идею установки памятника, в которую верит.
АЛЕКСАНДР Иванович сумел в квартире все устроить своими руками. Подвесной механизм для дверей антресолей — личное достижение изобретателя. Но предмет особой гордости — стеллаж, сооруженный из старой кровати, два капитальных бруса которой стали его основой. Немного фанеры и фантазии — и стеллаж наполнился многочисленными раскрывающимися ящичками для инструментов. «Прямо как на блюдечке!» - радуется Александр Иванович, и такое «маленькое счастье» охватывает его каждый раз, когда он что-то мастерит и придумывает. «У меня только одна проблема, — жалуется наш герой, — времени на все не хватает…»