Гвардии Старший лейтенант А. В. Лобанов совершил 376 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, сбил лично 11 и в составе группы 12 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 28 Апреля 1917 года на станции Карамышево, ныне Псковской области, в семье железнодорожника. С 1925 года жил в Минске. Окончил неполную среднюю школу № 32. В 1934 - 1935 годах работал слесарем, затем токарем на заводе имени А. Ф. Мясникова. В 1936 году окончил аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, в том же году успешно окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1941 года. Воевал на Южном, 1-м Белорусском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. Участник обороны Донбаса, Северного Кавказа, боёв на Кубани и Орловско - Курской дуге, освобождения Украины, Польши, Чехословакии, штурма Берлина.
К Июлю 1943 года заместитель командира эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) Гвардии Старший лейтенант А. В. Лобанов совершил 376 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, сбил лично 11 и в составе группы 12 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего выполнил 811 боевых вылетов, участвуя в 83 воздушных боях, сбил 26 вражеских самолётов лично и 14 в группе с товарищами.
После войны оставался на службе в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1953 года Гвардии Подполковник А. В. Лобанов - в запасе. Жил в Минске. Работал сначала инструктором того же самого аэроклуба, где когда - то получил путевку в воздух, а с 1959 года - директором производственных мастерских при Белорусском институте механизации и электрофикации сельского хозяйства. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями. Умер 4 Апреля 1986 года.
* * *
Воевать Александр Лобанов начал в составе 40-го истребительного авиационного полка, летая на И-16. Храбрый и мужественный воздушный боец, он только за период с 10 Августа 1941 года по 1 Сентября 1942 года 256 раз вылетал на выполнение боевых заданий командования. Участвуя в 27 воздушных боях, лично сбил 2 самолёта противника и 12 в составе группы.
К Июлю 1943 года на счету заместителя командира эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Старшего лейтенанта А. В. Лобанов числилось 376 выполненных боевых вылетов, 52 проведённых воздушных боя, 11 самолётов сбитых лично и 12 - в составе группы. К тому времени лётчики полка летали уже на самолётах Ла-5.
В первый день Курской битвы, 5 Июля 1943 года, Александр Лобанов в паре с Михаилом Семенцовым провели тяжелейший бой с 16 вражескими истребителями. В тот день им, двум молодым комэскам, поставили задачу из штаба 2-й Воздушной армии: прикрыть действия штурмовика Ил-2, который должен был сфотографировать артиллерийские позиции противника и вести корректировку огня нашей артиллерии. Во время полёта они заметили поднятую с соседнего аэродрома группу немецких истребителей Ме-109 и FW-190. Увидев всего лишь три наших самолёта, те изменили курс и энергично пошли на сближение.
- Миша, атакуем в лоб ! Отсекаем фрицев от "Ила" - передал по радио Лобанов и бросился в атаку.
Боясь столкновения, вражеские истребители поспешно отвернули от Ил-2, который тут же с набором высоты ушёл в облака. Убедившись, что штурмовик, используя облачность, взял курс на свой аэродром, наши лётчики с ещё большим азартом продолжили бой. Завязавшаяся карусель смещалась по высоте и направлению, то опускалась к самой земле, то приближалась к шапкам облаков. Лобанов и Семенцов старались увлечь врагов на свою территорию в надежде, что там помогут наши истребители или зенитчики.
В один из моментов боя Лобанову удалось срезать радиус виража и выпустить прицельную очередь по летевшему впереди "Мессеру". Тот вспыхнул и заштопорил к земле. В этой машине находился командир вражеской группы. Лишившись ведущего, противник стал выходить из боя. Воспользовавшись их замешательством, Семенцов погнался за одним из "Фоккеров". Тот пытался уйти на пикировании, оторваться от преследования. Но не рассчитал, столкнулся с землей и взорвался...
7 Июля 1943 года Гвардии Старший лейтенант А. В. Лобанов вновь отличился. В тот день четвёрка истребителей Ла-5, ведомая им, взмыла в воздух и направилась в район патрулирования. Спустя некоторое время одна за другой появились несколько групп немецких бомбардировщиков. Лобанов смело повёл свою четвёрку в атаку на врага. Над посёлком Кочеток Харьковской области разгорелся ожесточённый воздушный бой. Один против десяти - так дрались наши лётчики. Разбив строй врага, Лобанов и его товарищи обратили его в бегство, не дав прицельно сбросить бомбы. В этой воздушной схватке Александр Васильевич лично сбил 2 самолёта противника.
28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Александру Лобанову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Фотография, которую вы видете, была помещена в одной из фронтовых газет. Надпись под ней гласила:
"Лётчики - истребители Герои Советского Союза Гвардии Майор Александр Павлов ( справа ) и Гвардии Капитан Александр Лобанов, сбившие в воздушных боях 43 немецких самолёта".
К сожалению, точной даты этого снимка пока нет.
К концу войны отважный лётчик - истребитель довёл число боевых вылетов до 811 ( по другим источникам - до 480 ), участвуя в 83 воздушных боях сбил 26 вражеских самолётов лично и 14 в группе с товарищ
ами.
Вот что вспоминает о Александре Васильевиче Лобанове его бывший ведомый, Полковник запаса Д. А. Алексеев:
"О Лобанове, как о человеке, лётчике и командире, я очень высокого мнения и, считаю - это настоящий Герой. Он воевал всю войну, от начала и до конца, был контужен. Сбил 26 самолётов и поверьте, все эти 26 "настоящие", без всякой "подделки". Щепетилен в этом вопросе был невероятно. Он помнил обстоятельства сбития каждого и мне часто рассказывал, притом с такими подробностями и деталями, которые придумать невозможно. И мы в его присутствии приврать боялись.
Лобанов был лётчиком невероятной смелости, ничего не боялся. Он был настоящим мастером воздушного боя и выводил меня, ещё "зелёного" пилота, из таких передряг, за что я до сих пор ему благодарен. Прямо скажу, спасал.
Лобанов был очень расчётлив и притом имел "чутьё". Умел предвидеть как бой будет развиваться. Стрелял Лобанов мастерски - пара очередей и всё - пиши сбитого. Вот как мой командир Лобанов, к примеру, атаковал ( я им всегда восхищался ! ) - заходит на "Мессер" от солнца, метров 100 - 120 две коротенькие очереди даёт и тут же отваливает ! ( нельзя в атаке зависать ! ). "Мессер" винтом "закрутил" и вспыхнул ! Умел Лобанов с врагом "разбираться", я сам тому свидетель, а то, что сбил только 26, так это не его вина. Просто редко ему воздушный противник попадался.
В воздушном бою у Лобанова были следующие приоритеты: Первое - это выполнить боевую задачу. Если штурмуем, то отштурмовать так, что бы перед пехотой не было стыдно. Если прикрываем бомбардировщики, то так, что бы ни одного не потерять. Второе - это избежать потерь. Лучше никого не сбить и никого из своих не потерять, чем сбить троих и потерять одного своего. И только третье - сбивать. Лобанов за сбитыми не гонялся, в Дважды Герои не стремился. Потому и лётчиков берег, и победы себе не приписывал.
Лобанов великолепно ориентировался, находил любую деревушку и мог её отштурмовать. Я честно скажу, провоевав всю войну, я так по нормальному ориентироваться и не научился ( эту науку я освоил уже после войны ), а вот Лобанов мог. Талант.
Лобанов был спокойным, в компании нормальный, умел поддержать. Не курил, почти не пил. Было у него ещё одно положительное качество. Он умел в пары лётчиков подбирать. Умел составить пары так, что бы лётчики по характеру, по уровню и манере пилотирования друг другу подходили. Вот сидим мы у телефона, байки травим, кто - то спит, вдруг звонок: "Командир, вас !". Трубку берёт Лобанов: "Слушаю: Понял: Понял: Есть !". Поворачивается к нам, а у нас тишина: Лобанов поясняет, что дан приказ отправить шестёрку на прикрытие бомбардировщиков и начинает: "Вы - с ним, вы - с ним и я - с Алексеевым". Очень удачно пары подбирал...
Уже под конец войны, в Польше, был такой интересный случай. Как - то раз полетели мы на задание с моим ведущим Лобановым. Парой, на "свободную охоту". Даже подвесили бомбы "сотки". Выбрал он цель, зашли, бросили. Тут - то по нам замаскированные зенитки и "хлестанули". Я вышел из пике, потом смотрю, командир - то идёт ниже, ниже, ниже. И тянет на нашу сторону. Я спохватился, да что ж это такое, что он делает ?!
А по нему с земли эти зенитки "хлещут" ! Что там "по мне" бьёт, я и внимания не обращаю, маневрирую "автоматически", всё внимание на командира. Повезло, перетянули линию фронта, вышли из зоны зенитного огня. Я подошёл к нему поближе. Смотрю, позади кабины справа вроде какое - то светлое пятно. Ладно, сели. Подхожу к его самолёту, а у него дыра в фюзеляже, сантиметров 70 в диаметре ! Мы, так прикинули и решили, что попал ему в борт 37-мм осколочно - фугасный снаряд.
Оружейники в бронеспинке насчитали около 120-ти отметин от осколков, некоторые "прорубили" бронеспинку на половину толщины, но ни один не пробил. Трубка тяги на горизонтальные рули, была посечена так, что неповрежденным остался едва ли один сантиметр от диаметра стенки. Как тяга выдержала - непонятно. Радиостанцию разбило. Силовые элементы фюзеляжа посекло осколками так, что смотреть было страшно.
Теперь, что интересно. Незадолго до этого, в наш полк приехала группа художников из Киева, рисовали наших ведущих лётчиков. Мой командир позировал прямо возле своего самолёта, на стоянке. Рисовали и других лётчиков. И вот один из них возьми и спроси у художника: "Вы льва мне на борту нарисовать можете ?". "Конечно, могу". И нарисовал. Лев получился просто загляденье. Тут другие лётчики с просьбами: "Мне орла. Мне медведя". Мой командир и спрашивает: "А мне чёрта нарисовать можете ?". Оказалось, можно и чёрта. Изобразил он ему чёрта коричневым цветом, да такого "настоящего чертяку". С хвостом, рогами, ехиднейшей мордой и бутылью в лапах. Крупный чёрт получился, чуть ли ни с "метр на метр". И такого же на другом борту.
Так вот, тот наш боевой вылет был первый после того, как Лобанову этого чёрта намалевали. И что вы думаете ? Снаряд попал именно в этого чёрта ! Остались только рога да хвост, а всё остальное - дыра. И пошло у нас в полку поверье, что с чёртом шутить не стоит, и рисунков на самолёте лучше не иметь, они вроде как снаряды притягивают. И лётчики все рисунки, что на бортах были нарисованы, закрасили.
Над сказать, что через некоторое время мы поняли, что, закрасив рисунки, погорячились. Всё - таки для опознания своих самолётов в воздухе, рисунки весьма полезны. Ну, тогда и решили нарисовать что - нибудь "нейтральное" и общее для всех. Остановились на "червонном тузе". Рисовали на капотах, красное "сердце" в белой окантовке. С этими "червонными тузами" и пролетали до конца войны..."