Старший лейтенант А. А. Липилин совершил 112 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов, сжёг на земле более 30 автомашин с боеприпасами, разрушил 4 переправы. 24 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 18 Января 1913 года в посёлке Рассказово, ныне город Тамбовской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в городе Каменское ( ныне город Днепродзержинск Днепропетровской области ). В 1931 году переехал в Свердловск, работал на строительстве Уралмаша, затем на заводе токарем, инструктором мотоотдела общества "Спартак". В Красной Армии с 1934 по 1938 годы и с 1940 года. В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков.
С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Отличился в период оборонительных боёв под Москвой. К Октябрю 1941 года командир звена 41-го истребительного авиационного полка ( 7-я смешанная авиационная дивизия, Северо - Западный фронт ) Старший лейтенант А. А. Липилин совершил 112 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов, сжёг на земле более 30 автомашин с боеприпасами, разрушил 4 переправы. 24 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Позже занимался переброской самолётов, идущих по ленд - лизу, через Аляску в Сибирь ( трасса АЛСИБ ).
После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава, в 1957 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. С 1961 года Полковник А. А. Липилин - в запасе. Жил в Москве. До 1984 года работал инженером - конструктором на машиностроительном заводе. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями "За боевые заслуги", "За оборону Москвы" и многими другими.
* * *
Великую Отечественную войну Александр Липилин встретил в должности командира звена 41-го истребительного авиационного полка, который, в числе других частей ПВО, отличился не только в ходе отражения налётов вражеской авиации на Москву, но и при штурмовке немецких войск, рвавшихся к столице. Лётчиками этого полка было уничтожено на аэродромах 24 самолёта, 18 танков, 22 бензоцистерны, 28 зенитных и 9 полевых орудий, склад боеприпасов, штаб одного из соединений, 3 переправы.
Задачи по отражению налётов воздушного противника на Москву полк выполнял главным образом ночью. Так, во время попытки немцев прорваться к столице в ночь на 23 Октября 1941 года по тревоге поднялось в воздух 12 самолётов МиГ-3 и сбили 2 бомбардировщика Не-111. Всего же за 26 дней Октября лётчики 41-го истребительного авиаполка на подступах к Москве уничтожили 7 вражеских бомбардировщиков.
При отражении воздушных налётов противника отличился и Старший лейтенант А. А. Липилин. Так, ещё 27 Июля 1941 года он "засёк" над городом на высоте 8000 метров разведчик Ju-88. Непрерывно атакуя, вынудил врага в районе станции Дорохово перейти на бреющий полёт. Затем последовала ещё одна атака - и враг врезался в землю.
Сам Липилин приземлился мастерски, словно его машина была только что пригнана с заводского аэродрома. А после осмотра машины механики в дефектной ведомости отметили: пробоин - 28, обе плоскости - пробиты, топливный бак - пробит, покрышки - пробиты... И что же Липилин ? Вскоре он снова полетел на боевое задание.
Однажды, уже в Октябре, в глубоком тылу противника, его самолёт был подожжён огнём зенитной артиллерии. Раненый лётчик выбросился с парашютом из пылающей машины и 6 дней пробирался к своим через леса и болота. Вернув
шись в родной полк, он снова успешно сражался с врагами: в первых же боях сбил ещё 2 самолёта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Февраля 1942 года отважный воздушный боец был удостоен звания Героя Советского Союза.
Окончательные итоги боевой деятельности этого лётчика довольно противоречивы. Так, Н. А. Михайлов ( в годы войны - 1-й секретарь ЦК ВЛКСМ ) в своих воспоминаниях пишет: "В боях под Москвой Лейтенант А. А. Липилин сбил 8 самолётов врага". По данным Центрального архива министерства обороны Российской Федерации ( Фонд 41-го ИАП ) по состоянию на 28 Января 1942 года Старший лейтенант А. А. Липилин выполнил 128 боевых вылетов, сбил 5 самолётов лично и 3 - в составе группы.
Однако многие издания, в том числе и двухтомник "Герои Советского Союза" ( в электронном виде он представлен на сайте "http://ilpilot.narod.ru", указывают на 9 побед. А в одной из статей сайта "Солдаты XX-го века" можно встретить упомянание даже о 13 его победах - 4 лично и 9 в группе с товарищами...
В дальнейшем Капитан А. А. Липилин служил командиром эскадрильи истребителей "Аэрокобра" в 3-й перегоночном полку ( Сеймчан ), позднее - став уже Майором - командовал 5-м перегоночным авиационным полком, осуществляющим переброску самолётов, идущих по ленд - лизу, через Аляску в Сибирь ( знаменитая трасса АЛСИБ ).
После окончания войны Александр Алексеевич продолжал служить в ВВС. Командовал авиационным полком в Германии и на Кавказе, авиационной дивизией на Сахалине и Камчатке. Окончил Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба.
* * *
Секретная трасса "АЛСИБ" ( Аляска - Сибирь )
Летом 1942 года в диких, нехоженных местах Чукотки и Восточной Сибири появились около 20 основных и промежуточных аэродромов, созданных в невероятно сложных условиях самоотверженным трудом десятков тысяч наших людей, в том числе и участников печально известного ГУЛАГа. А кто же перегонял через эти необъятные просторы бесчисленные эскадрильи ленд - лизовских бомбардировщиков, истребителей, транспортных машин ?
До Красноярска самолёты пилотировали авиаторы 1-й перегоночной авиационной дивизии. Первым командиром этого единственного в ВВС Красной Армии соединения стал известный полярный лётчик, один из первооткрывателей дальневосточной воздушной трассы Главсевморпути Герой Советского Союза Полковник И. Мазурук. Пять полков дивизии, базировавшиеся в Фербенксе, Уэлькале, Сеймчане, Якутске и Киренске, работая "эстафетным методом", перебросили свыше 7000 боевых и транспортных самолётов. Этот прилив фронт чувствовал бесперебойно.
Помимо И. Мазурука, у руководства авиалинии Аляска - Сибирь в разное время стояли Полковники Н. Мельников, И. Семёнов, М. Шевелёв. Нужно вспомнить и Д. Чусова, усилиями которого на участке протяжённостью 4800 км в невероятно сложных условиях Крайнего Севера был организован труд сотен тысяч людей. Выполнив громадный объём работ по строительству и реконструкции аэродромов и различного рода сооружений, многие из них летом по рекам, а снежными зимами на санях и подводах завозили сюда массу нужных грузов - горючее, запчасти, продовольствие. Бесперебойно !
А вот ещё одна фамилия. Лётчик Лейтенант Д. Науменко, перегнал на запад 527 самолётов ! Говорят, однако, что в этом плане он не был рекордсменом...
Весьма типична для того времени биография бывшего командира 5-го перегоночного авиаполка А. Липилина, Героя Советского Союза, пос
ле войны Полковника в отставке. В 1937 году арестовали мужа его сестры - партработника Свердловского обкома, и вскоре он был расстрелян. Липилина, родственника "врага народа", отстранили от авиации, уволили из армии. Только 3 года спустя с невероятным трудом ему вновь удалось сесть в кабину истребителя. Войну Александр встретил в первое же утро при патрулировании в небе. А к середине осени на его счету уже было 112 боевых вылетов и 9 сбитых вражеских самолётов. В конце Февраля следующего года он стал кавалером "Золотой Звезды".
Потом в городе Иваново его в числе других однополчан переучили на американские "Аэрокобры" и отправили в Уэлькаль. Там боевой полк превратился в перегоночный. 22 Сентября 1942 года на полосу из брёвен и гравия вблизи яранг чукчей приземлились первые самолёты, прибывшие из США. Воздушный мост Аляска - Сибирь заработал. Вспоминает А. А. Липилин:
"Что там говорить, мы, лётчики - истребители, не были как следует обучены пилотированию в "сложняке". А тут оторвёшься, бывала, от промерзшей полосы и в такую облачность угодишь, что не только белого света - крыла собственного не видишь. Оборудование же просто примитивное. Когда из Красноярска первый раз отправляли нас на Чукотку, один "Дуглас" обледенел и рухнул. Все пассажиры погибли. А это были боевые ребята, фронтовики... Приводы, радиополукомпасы, "шарики" - указатели поворота и скольжения... Разве могли эти технические "новинки" надёжно обеспечить самолётовождение в слепом полёте ? Да я сам не раз просто каким - то чудом выходил на аэродром..."
Перегонка самолётов поэтапно - от полка к полку - осуществлялась с помощью "лидировщика". Бомбардировщик, обычно "Бостон", с более надёжной связью, возглавлял группу из 10 - 15 истребителей, и такой "журавлиный клин" ложился на заданный курс. После приземления и передачи машин, что называется, из рук в руки лётчикам соседнего полка перегонщики на транспортных Си-47 отправлялись восвояси.
Каверзы этой трассы были хорошо известны всем, кто на ней работал. Однажды на уэлькальский аэродром группу "Аэрокобр" привёл в качестве лидера сам Мазурук. Отсюда "клин" нацелился на Сеймчан, где эстафету должны были принять авиаторы 3-го перегоночного полка. Несколько часов шли на большой высоте. Ведомым в строю идти столько времени нелегко. Липилин чувствовал, как в тесной кабине истребителя наливается тяжёлой усталостью всё тело. Только бы поскорее на посадку ! По расчётам давно пора быть Сеймчану. Вдруг ведущий, Мазурук, передаёт: "Летим на север, в Зырянку..."
Зырянка - запасной аэродром. Оказалось, морозный туман и дым от жарко натопленных изб в Сеймчане наглухо закрыл ВПП. Ещё не один час ушёл на подлёт к спасительной Зырянке. Благо под брюхом истребителей висели 600-литровые бензобаки и о горючем не приходилось беспокоиться.
Однако и запасной встретил неприветливо - валил густой снег. Как в такой мешанине отыщешь нужный створ ! Но так, внизу, привыкшие к причудам Севера наземные службы постарались. На занесённую снегом полосу густо набросали хвойных веток. Этот зелёный ковёр помог точно выполнить заход.
В середине 1945 года по знаменитой Красноярской авиалинии прошли последние ленд - лизовские машины. Затихли некогда гулкие аэродромы, ушли отсюда перегоночные полки. Но остались скромные надгробья и обелиски - от самого Анкориджа на Аляске до сибирского городка Киренск. Более 100 лётчиков - перегонщиков не вернулись на свои базы..