Популярные личности

Александр Курляндский

Советский писатель, сценарист, популярный детский писатель, сатирик, драматург
На фото Александр Курляндский
Категория:
Дата рождения:
1938-07-01
Место рождения:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

"Ну, погоди!'— это было как взрыв!

Один из создателей знаменитого мультфильма рассказал о спорах с Котеночкиным во время работы, о том, как придумал концовку с Бегемотом, и о современной мультипликации.


Александр Ефимович, кто придумал Волка и Зайца?

— Расскажу вкратце историю. На киностудию «Союзмультфильм» нас привел Эдуард Успенский. Он уже делал там своего «Чебурашку». И первую серию, то есть коротенькие сюжеты для «Веселой карусели», мы делали вчетвером. Но потом у Успенского родилась дочь и он не смог продолжать работу над тогда уже большим фильмом — по тем временам 10 минутный мультфильм считался большим. И долгое время мы писали сценарии втроем: я, Камов и Хайт. Когда мы его придумывали, то решили, что это должен быть фильм-погоня. Мы были молодые юмористы, нам нужны были ситуации с максимальным количеством трюков, а это позволяет сделать фильм-погоня. Долгих и томительных рассуждений на тему, кто за кем гонится, не было, сошлись на традиционных русских персонажах. Поскольку фильм состоял из коротких эпизодов, нужно было дать понять зрителю, что это не конец и будет продолжение. Вот и появилась фраза: «Ну, погоди!»

Насколько придирчивым режиссером был Вячеслав Котеночкин?

— Котеночкин читал сценарии долго и вдумчиво. И часто говорил: «Что вы за барахло принесли?!» Но через какое-то время его интонация начинала меняться. И в конце концов это уже было не барахло, а сценарий. В первых сериях трюки часто рождались в результате совместной работы. Собиралась группа, читался сценарий и все фантазировали, как еще что-то придумать... Как-то раз Котеночкин позвал нас посмотреть почти готовый фильм со словами: «Пять дней осталось, а концовки нет», и я придумал трюк с Бегемотом, который и стал финальным. Это была приятная, хотя и нервная работа, мы спорили из-за отдельных эпизодов, ссорились, но до глубокого конфликта никогда не доходило. Чаще всего Котеночкин соглашался с нами. Какие-то серии были более удачные, какие-то менее. Но в свое время это был взрыв, тогда на экранах было мало смешного.

Одно время ходили разговоры о том, что будет полнометражная версия «Ну, погоди!»

— Идей было много. 19-ю и 20-ю серии в качестве режиссера делал сын Котеночкина, Алексей. Делали мультфильм по заказу одной коммерческой фирмы, где работал жуткий поклонник нашего фильма и у него были деньги. Потом эта фирма выпустила диски с этими сериями, думаю, что они отыгрались. В титрах мультфильма было упоминание об этой компании, а дальше шло кино, и серии получились, по-моему, очень даже неплохие. Поверьте, у меня довольно профессиональный взгляд на все то, что я делаю. Я не склонен преувеличивать свои достижения, но знаю и недостатки. Это вполне приличный фильм, но, может, без того сверхвдохновения, которое присутствовало у Славы Котеночкина.

А в чем именно выражалось это «сверхвдохновение»?

— В неожиданных решениях, в хулиганстве. Юмор должен быть неожиданным. Слава был таким и, конечно, тяжело работать сыну в стиле отца… Но я считаю, что мы сделали мультфильм если не на пятерку, то на крепкую четверку, может, даже с плюсом.

Какие приключения могли бы быть с Волком и Зайцем в наши дни? Какой сюжет мог бы быть у нового мультфильма?

— Не готов ответить. Если бы вы были человеком денежным и сказали: «Мы вам заплатим за сценарий», я бы сел и завтра рассказал сюжет.

А что думаете о современной мультипликации?

— Не могу сказать, чтобы меня она очень радовала. Я не приветствую подделывание под западные стандарты. Я считаю, что она у нас была сильная и очень нравственная в хорошем смысле этого слова. Есть несколько хороших западных фильмов, которые я недавно смотрел, но мне надо сильно напрягаться, чтобы вспомнить их названия. Сегодня я в мультипликации почти не работаю. Сейчас снимают по моему сценарию фильм «Чуки-куки», где мультипликация соединяется с кино. Живое кино, полнометражный фильм… Но знаете, какая сейчас финансовая ситуация во всем мире? Два моих фильма застряли, один еле-еле идет. Говорил с продюсером, он не теряет надежды, но денег на продолжение работы пока нет.

Знаю, что раньше дети писали на «Союзмультфильм», просили продолжения «Ну, погоди», а что сейчас?

— Сейчас новое поколение растет и воспитывается оно в других условиях. Новые фильмы, новые герои. Мы сделали этот фильм. Был пик, потом спад, это естественно, такие законы жизни, тут ничего не придумаешь нового… Но вы знаете, с радостью или с грустью признаюсь, что сейчас уже другие проблемы меня волнуют. Смотрю на «Ну, погоди!», как не на свое произведение. Существует такой фильм… и он мне нравится!



Поделиться: