Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года Александру Ивановичу Колдунову было присвоено звание Героя Советского Союза. 23 февраля 1948 года за новые подвиги он удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден также многими орденами и медалями.
Александр Иванович Колдунов по национальности русский. Член КПСС с 1944 года.
В рядах Советской Армии с 1941 года. В 1943 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков.
В годы Великой Отечественной войны отважный летчик сражался на многих фронтах, произвел 358 боевых вылетов, уча
ствовал в 96 воздушных боях, лично сбил в воздушных боях 46 самолетов противника.
После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а затем Академию Генерального штаба. Ныне генерал-полковник авиации А. И. Колдунов продолжает службу в Советской Армии. Был делегатом XXIV съезда парти
и. Избран кандидатом в члены ЦК КПСС, в 1971 году — депутатом Верховного Совета РСФСР, а в 1974 году — депутатом Верховного Совета СССР.
Третий год идет война. Враг еще силен. Но уверенность в нашей победе в эти суровые годы величайших испытаний не покидала советских людей. Каждый стремился вн
ести свой вклад в разгром противника.
Курсантам скорее хотелось попасть на фронт, в настоящий бой. И вот авиационная школа окончена. Но выпускников направили в запасной полк.
Вместе с этим полком на аэродроме базировалась авиационная дивизия, которая должна была вскоре отправиться на фронт.
Дивизия получала новую материальную часть, пополнялась и летным составом. Когда в полк прибыл Александр Колдунов, дивизия была уже укомплектована.
Значит, опять ждать. Но ведь фашисты жгут наши города, села, топчут нашу землю. Колдунов решил попытать счастья. И обратился к командиру только что с
формированного полка с просьбой взять его на фронт. Однако полк был уже укомплектован.
Опять учебные полеты. По нескольку в день. На войне физическая сила, выносливость, натренированность очень нужны.
И не только сила и выносливость. Перед каждым полетом, во время подготовки к нему на земле
многое нужно предусмотреть, отработать на тренажере порядок действий в той или иной обстановке, в особых случаях, в воздушном бою. Каждый летчик, а летчик-истребитель особенно, должен быть готов к любым неожиданностям. От него требуется умение мгновенно оценить обстановку, не теряться, действовать р
ешительно и быстро. Многое дано летчику-истребителю: в его распоряжении совершенный самолет с мощным вооружением, прекрасное прицельное [535] оборудование, безотказный парашют. Не дано одного — времени на раздумье. В воздушном бою каждая секунда на счету.
Самолет продолжает набирать высоту. Обла
ка ровным белым маревом виднеются далеко внизу. Небо потемнело...
Истребитель — прекрасный самолет! Он не боится перегрузок, послушно делает самые сложные фигуры высшего пилотажа. «Скорее бы освоить его — и в бой!» — думал Колдунов.
Экипаж многоместного самолета, как правило, представляет со
бой единое целое, где один дополняет другого, люди помогают друг другу, объединенные одной общей целью. Если даже кто-то дрогнул, растерялся в напряженный момент, ему помогут преодолеть секундную слабость.
Иное у истребителей, летающих на одноместном самолете. Здесь летчик один и надеяться долже
н в первую очередь на себя. Конечно, с КП внимательно следят за самолетом, помогают. Но они на земле, а летчик в воздухе, где может произойти всякое, особенно в боевой обстановке.
Летчик-истребитель один в самолете. Он и штурман, и радист, и самое основное — не просто летчик, а воздушный боец, к
оторый ищет боя, стремясь уничтожить противника.
Нельзя сказать, что Колдунов не боялся первой встречи с врагом. Это чувство присуще всякому нормальному человеку. Быстро преодолеть его, усилием воли взять себя в руки и действовать, как требует обстановка, может не каждый. Летчику-истребителю тер
яться нельзя. Мгновенно может произойти событие, угрожающее жизни, но ни на секунду не имеет права поддаться панике, страху воздушный боец.
Летчиками не рождаются, многие черты характера вырабатываются уже в училище, в части опытными учителями и наставниками. Такие преподаватели были у Колдунова
. С непередаваемым чувством восторга и азарта проводил он каждый учебный бой.
Вот и сейчас летчики на земле с восхищением следят за полетом Колдунова. Сложные фигуры высшего пилотажа следуют одна за другой. Не верится, что управляет самолетом вчерашний курсант.
После посадки командир полка,
с которым он разговаривал утром, остановил Колдунова, пристально посмотрел на него, раздумывая, а потом спросил:
— Ну что, на фронт, значит, хочется?
— Конечно, товарищ командир! — ответил Колдунов.
— Как тебя зовут?
— Александром.
— Ну вот что, Саша. Я тут говорил о тебе. Команд
ование не возражает, но твое личное дело не пришло еще, а формально без него забрать тебя не могу.
— А если не формально, товарищ командир?
— А не формально через два часа вылетает ЛИ-2 с инженерно-техническим составом. Забирай свои вещи, залезай в самолет и вылетай. Возьму тебя запасным лет
чиком. А там что-нибудь придумаем. Что мне бумаги, я видел, как летаешь, да и товарищи тебя хвалят.
— Спасибо, товарищ командир! — обрадовался Колдунов и побежал к командному пункту.
И вот он в ЛИ-2. Техники устроили его в хвосте самолета, завалив кучей чехлов. Комендант, проверявший пассажи
ров по списку, ничего не заметил. Захлопнулась дверца, взревели моторы, и после короткой пробежки ЛИ-2 поднялся в воздух.
Инженер полка откинул чехлы.
— Ну как, жив, воздушный заяц?
— Так точно, товарищ инженер, жив-здоров! — бодро ответил Колдунов, вылезая из своего убежища.
В Старо
бельске, где базировался полк, судьба снова свела Колдунова с его попутчиками.
Один летчик раненым на подбитой машине вернулся с задания. Командир полка вызвал Колдунова и сказал:
— Вместе с техниками ремонтируйте машину. Будете на ней летать.
С рвением взялся Александр за ремонт. Целыми
днями не отходил от самолета, забывая о еде и отдыхе. Машина была отремонтирована, и Колдунов поднялся в воздух. Техники поработали на славу. Самолет повиновался летчику, ровно работал мотор. Наконец-то он стал равноправным истребителем!
Но командир все еще присматривался к молодому летчику. Сп
устя пять дней после первого вылета он наконец решил испытать новичка. Да и время было такое, что летчиков не хватало. Командир поставил перед Колдуновым первую боевую задачу.
— Парой будете прикрывать два ИЛ-2, идущих на разведку немецкого аэродрома в районе Краматорска. Пойдете ведущим, — сказ
ал он.
— Ведущим? — удивленно переспросил Колдунов.
— Ведущим, — спокойно повторил командир и с улыбкой посмотрел вслед Колдунову, когда тот пошел к самолету.
Командир понимал, какие чувства испытывает молодой летчик. Первый боевой вылет, и не в группе, где можно надеяться на помощь боле
е опытных летчиков, а в паре, да еще старшим.
У командира были основания поступать так. Время горячее, и, чем скорее боец войдет в строй, тем лучше. Не много таких моментов в жизни летчика, как первый боевой вылет, первая встреча с врагом.
Командир был уверен, что Александр справится с задание
Через несколько минут пара во главе с Колдуновым поднялась в воздух.
Первый вылет запомнился надолго. При подходе самолетов к цели фашисты открыли сильный зенитный огонь. Дымные разрывы со всех сторон окутали самолет. Стараясь уйти от них, Колдунов резко разворачивал истребитель из сторон
ы в сторону, не теряя из виду «илов», деловито работавших у самой земли. Вспышки пламени появились на немецком аэродроме: штурмовики что-то подожгли. Вдруг сбоку промелькнули черные тени, и Колдунов увидел, как четверка МЕ-109 в плотном боевом порядке заходит в хвост «илам». Он дал команду ведомому
и ринулся на них. А когда до самолетов противника оставался приблизительно километр, открыл огонь. Немцы, заметив истребители, развернулись попарно в разные стороны и стали заходить на них сзади. Что было дальше, Колдунов плохо помнил. Трассы огненными лентами мелькали со всех сторон, истребители пр
оносились перед самолетом. Колдунов делал резкие развороты, снижался, снова набирал высоту, стрелял до тех пор, пока не кончились патроны. «Илы» выполнили задание и благополучно вернулись на свой аэродром.
Странное чувство испытывал Колдунов, возвращаясь. С одной стороны, задание выполнено, и эт
о главное. Жаль, конечно, что не удалось сбить ни одного фашистского самолета. С другой стороны, обидно было, что так сумбурно проходил бой. На какое-то время потерял из виду прикрываемые самолеты, слишком рано открыл огонь, вовремя не давал команд ведомому, и, вообще, все шло не так, как представля
лось перед вылетом.
Колдунов рассказал командиру обо всем, что произошло в полете. Тот выслушал его и неожиданно похвалил.
— Ничего, сначала всегда так бывает. Научитесь и сбивать противника, — успокоил он Колдунова.
Шло время. После каждой встречи с противником росла уверенность в своих
силах, накапливался опыт.
Давно был сбит первый фашистский самолет, боевой счет увеличивался. О Колдунове начали говорить как об опытном истребителе. Исчезли былая нерешительность и колебания. Теперь он твердо знал, что сильнее любого немецкого летчика, каким бы опытным тот ни был. Сильнее не т
олько мастерством, но и верой в правоту своего дела, которая заставляла думать не об опасности, а о том, как уничтожить врага. Колдунов стал чувствовать себя в полете легко и уверенно. Основные движения он научился делать автоматически, мгновенно реагируя на изменение обстановки. Его самолет узнавал
и в воздухе по своеобразной манере летать, по тому, как бесстрашно, но продуманно вел себя летчик в бою. Дерзкие атаки, огонь с коротких дистанций, резкие развороты как раз тогда, когда нужно, ни секундой раньше или позже...
Каждый летчик имеет свои особенности: один хорошо пилотирует самолет, б
есстрашно атакует противника, но недостаточно метко стреляет, другой — отличный стрелок, но слишком напряжен в полете, быстро утомляется, становится неосмотрительным. Колдунов, казалось, вобрал в себя все лучшее. Настойчивый и наблюдательный, он анализировал каждый вылет и воздушный бой, не только с
вой, но и товарищей. Нередко противник во много раз численно превосходил группу Колдунова, но все же терпел поражение.
Но иногда и одиночный самолет доставлял больше хлопот, чем целая группа. Однажды наши самолеты возвращались с боевого задания. Колдунов стоял около своего истребителя и наблюдал
, как товарищи один за другим сажали машины. В этот момент на горизонте появилась темная точка, и вскоре стало видно, что это Ю-88. Немец рассчитал точно. Возвращавшиеся самолеты не могли помешать ему разведать аэродром, горючее было на исходе. Если же взлетит истребитель, он надеялся уйти от него.
Разведчик был над аэродромом, когда с КП поступил приказ: Колдунову немедленно взлететь и уничтожить «юнкерс». Пока «як» взлетал и набирал высоту, немецкий самолет развернулся в сторону фронта и скрылся в облаках. Колдунов уверенно направил свою машину за ним. Темная пелена окружила его. Секунды
тянутся бесконечно долго. Но вот самолет вынырнул из облаков. И сразу же Колдунов увидел впереди противника. «Юнкерс» находился ниже его, чуть в стороне. Колдунов развернул самолет и стал сближаться. Но враг попался опытный. Заметив истребитель, он стал снижаться, прижимаясь к земле и стараясь на м
аксимальной скорости уйти от преследования.
«Не уйдешь», — подумал Колдунов и, спикировав, зашел ему в хвост. Прицелившись, он приготовился нажать на гашетку, как вдруг густой дым повалил от «юнкерса» и все потемнело перед глазами. Немецкий летчик выпустил дымовую завесу.
Колдунов немного от
вернул в сторону, затем круто повернул машину на прежний курс. Но что это? Прямо перед самолетом медленно покачиваются небольшие парашютики. «Значит, немец выбросил из кабины разрывные гранаты на парашютах», — мелькнуло в голове Колдунова. Опять резкий отворот — и летчик ускользнул от новой опасност
и. Но тем временем «юнкерс» ушел далеко. Колдунов дал полный газ.
Догнать во что бы то ни стало! Разведчик должен быть уничтожен! И вот «юнкерс» на дистанции огня. Колдунов выпустил две пулеметные очереди, но противник продолжал лететь. Впереди горный хребет, а за ним скоро и линия фронта. Если
разведчик перевалит через горы, он может уйти. Этого допустить нельзя. Колдунов как бы слился со своим «яком» в одно целое. Все мышцы напряжены, во рту пересохло. Нужно подойти ближе. Секунда, другая, пора... И две длинные очереди одна за другой впились во вражескую машину. «Юнкерс» покачнулся, стал
терять высоту. Еще очередь. Вражеская машина задымила и рухнула на скалы.
Каждый вылет и похож и непохож на все остальные. Можно предполагать исход боя, сопоставляя известные данные о летных качествах самолетов, принимающих участие в бою с каждой стороны, но все это будут только предположения.
В воздушной схватке много неожиданного, не поддающегося учету заранее. Исход сражения зависит от воли и мужества летчика, от его тактической подготовленности, умения быстро принять правильное решение и осуществить его. Воздушный бой — это прежде всего поединок характеров.
На счету у Колдунова бы
ло уже 20 сбитых самолетов противника, когда произошел такой случай. Конный корпус генерала И. А. Плиева весной 1944 года прорвался далеко в глубь обороны противника и оказался отрезанным от своих войск. Колдунов получил приказание шестеркой прикрывать шесть ЛИ-2. которые должны были сбросить груз к
онникам. Перед линией фронта 12 немецких истребителей атаковали группу. Наши истребители были связаны необходимостью прикрывать тихоходные транспортные самолеты, тогда как вдвое превосходящий по численности наши силы противник был свободен в выборе маневра. Приблизившись, немецкие самолеты стали раз
деляться на две группы. Нужно было немедленно принимать решение. В этот момент Колдунов устремился на ведущего. С огромной скоростью самолеты несутся на встречных курсах. Кто-то должен отвернуть. Но немецкий летчик не сворачивает. Секунда, вторая... Сейчас будет поздно, машины столкнутся. Еще мгнове
ние... и немец не выдержал. Резким рывком он задрал вверх нос самолета. Колдунов успел короткой очередью сбить фашистский истребитель. С разворота Колдунов поймал в перекрестие второй самолет. Очередь — и второй «мессершмитт» падает на землю. Немцы растерялись, боевой порядок их распался, некоторые
повернули назад, а оставшиеся издалека обстреляли группу и повернули в сторону, уклонившись от боя. ЛИ-2 точно сбросили груз и невредимыми вернулись на свой аэродром. Не имела потерь и шестерка истребителей.
За этим воздушным боем наблюдали бойцы наземных войск и местные жители. На следующий ден
ь в часть истребителей приехал колхозник Герасим Алексеевич Богаченко и, обратившись к командиру, попросил помочь ему купить на личные сбережения самолет для летчика, сбившего вчера на его глазах два немецких истребителя. Вскоре Колдунов получил новый ЯК-3, на котором летал до конца войны.
Подчи
ненные любили Колдунова и гордились своим прославленным командиром. Все, чему учил он их на земле, подкреплялось примером в воздушных боях.
В начале 1945 года командующий воздушной армией приказал Колдунову подобрать пять лучших летчиков, чтобы создать шестерку особого назначения, так называемую
«группу по расчистке воздуха». Подбирать летчиков долго не пришлось. Лучшими в воздушной армии были его ведомые, которых он научил мастерству воздушного боя и умению побеждать врага в любой обстановке. Капитаны Шишов и Сидоренко, лейтенанты Сурнев, Шамонов и Гурьев вместе с Колдуновым образовали зн
аменитую шестерку, наводившую ужас на фашистских стервятников. Одно желание объединяло летчиков этой группы — победить, уничтожить как можно больше фашистов. Это стремление было основой большой, крепкой дружбы.
Иногда шестерка делала по три-четыре вылета в день, атакуя любую по численности враже
скую группу. С рассветом они были готовы к вылету. Обычно ждать приходилось недолго. Команда — и самолеты один за другим исчезают в небе. Посадка, несколько минут отдыха, пока техники заправляют самолеты горючим и перезаряжают оружие, — и снова в бой.
Всего до конца войны они сбили 32 вражеских