Американский скульптор, который приобрел всемирную известность замысловатыми фигурами из проволоки и т. н. «мобилями» — кинетическими скульптурами, которые приводятся в движение электричеством или ветром.
Сын и внук скульптора. Его дед в 1868 приехал в Пенсильванию из Шотландии. Мать – художница, учившаяся в 1888-1893 в Париже. Рос на ранчо в Аризоне, затем в Пасадене. Скульптурой занимался с детства; переезжая за отцом из города в город, всегда имел рядом с родительской свою детскую «мастерскую». В 1920-х работал художником в газете, оформителем цирковых представлений.
С 1915 по 1919 прошел обучение в Технологическом институте Стевенса, получив диплом инженера-механика. В 1922 в Нью - Йорке посещал вечерние курсы рисования, в 1923 прошел курс обучения в нью-йоркской художественной школе "Арт стьюдентс лиг". В 1926 переехал в Париж, где,общается с кругами сюрреалистов и конструктивистов. Тогда же находит новую форму скульптуры — фигурки из проволоки. Это фигуры - рисунки в пространстве, наделенные юмором и подвижностью марионеток, гибкий материал, из которого они изготовлены , позволяет легко менять позы фигур.
В 1927 обосновался в Париже, сблизился с авангардными кругами (Миро, Кокто, Ман Рэй, Мондриан, Деснос, Леже, Ле Корбюзье и др.). В 1931 вошел в г
руппу нефигуративистов фр. Abstraction-Création («Абстракция-Творчество»).
Колдера очень интересовал цирк и он создал миниатюрную модель арены, заполненную множеством фигурок циркачей "Цирк Колдера"(1926—1930). Персонажи, выполненные из мягких материалов, приводились в движение нитями, проволок, каучуковых трубок, и автор этой игрушки устраивал сеансы представлений для своих друзей.
При посещении в 1930 мастерской Мондриана Колдер открыл для себя потенциал обобщенного моделирования структур реального мира. Отказавшись от принципиальной статичности мондриановского неопластицизма, он поставил перед собой задачу создания динамических систем, отражающих непрерывную изменчивость природы. Другим стимулом перехода к кинетическому искусству послужили впечатления, полученные в планетарии, где демонстрировались движения небесных тел. С начала 1930-х Колдер начинает создавать абстрактные динамические конструкции, т. н. мобили. Ранние мобили, иногда весьма близкие к композициям Мондриана, приводились в движение мотором "Универсум"(1934).
В дальнейшем Колд
р отказывается от механики и находит "естественный" способ динамизации формы путем расчета ее собственного конструктивного баланса, соотношения опорных и подвесных элементов. Легкие пластинки, прикрепленные к тонким металлическим стержням, непрестанно колеблются, а вся система раскачивается и вращается при малейшем дуновении воздуха. Опираясь на инженерные знания, Колдер точно выстраивал структуры неустойчивого равновесия, и ученые не раз рассматривали их как наглядные модели действительных процессов, происходящих в природе. Мобили располагались на вертикальных подставках, крепились к стене на кронштейнах, но чаще подвешивались к потолку. Веселая рыба (1948). В 1950-е мобили Колдера стали украшением многих интерьеров благодаря их декоративным качествам, хорошо согласующимся с архитектурой функционализма.
Параллельно с работой над мобилями Колдер создавал т. н. стабили — статичные скульптуры из окрашенного металла. Ранние стабили, небольших размеров, имели облик невиданных животных, измышленных фантазией художника. Позднее, с поступлением заказов на украшен
ие площадей, они приобрели характер монументальных скульптур. Крупные конструкции, смонтированные из металлических плоскостей разнообразных очертаний, врезаются в пространство, оставляя обширные проемы в виде арочных пролетов. Повторяя формы технических сооружений (мостов, строительных каркасов, заводского оборудования), они одновременно содержат в себе и образы органического мира — фигуры людей, экзотических животных, взлетающих или упавших птиц. Рыба - дьявол, 1937
Монументальные стабили Колдера органично вошли в архитектурные ансамбли многих городов Европы и Америки Человек , площадь Монреаля (1967)
С 1950-х Колдер по преимуществу занимался монументальной скульптурой. В 1966 опубликовал «Автобиографию с картинками». Умер от сердечного приступа после открытия своей большой ретроспективной выставки в нью-йоркском музее Уитни.
Первая ретроспективная выставка состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1943), затем в Париже (1946, предисловие к каталогу написал Сартр). В 1952 Колдер получил большую премию Венецианской Биеннале