Моя задача как режиссера была все это развить, адаптировать под реальность съемочного процесса, придумать ходы, мизансцены. Вообще идеи подобных мюзиклов часто используются телеканалами. Они ведь в новогоднюю ночь борются за зрителей. Вот и придумывают все для рейтинга!
Александр, извините, что оторвали вас от работы...
– Ничего, я как раз хотел выпить свой любимый с детства лимонад. Не буду говорить марку, так как это реклама. Но поверьте, он действительно помогает мне снимать фильм. Он возвращает в детство. А поскольку я снимаю сказку, это именно то, что надо. Я считаю, что режиссеру очень важно суметь передать собственные ощущения, тогда все получится честно и правдоподобно.
У вас самого есть ощущение, что вы залезли в телевизор и живете в сказке?
– Оно, к сожалению, было очень ярким только в первый день. Сейчас я уже свыкся с этими декорациями. Они – мой дом. Я уже практически не представляю жизнь без этого зала, фанерных и металлических конструкций... Трудно делать сказку, потому что когда снимаешь подобные вещи, теряется ощущение чего-то неожиданного, импровизации. Понимаешь, что все происходит не по заклинанию «крибле-крабле-бумс», а просто режиссер говорит: «Мотор!»
Но артисты же, наверное, как дети, любят менять сценарий?
– В этом и есть элемент волшебства. Например, Басков входит в кадр и становится Йагупопом. Киркоров превращается в негодяя Пилифа. Артисты, они действительно как дети, которым нравится играть разные роли.
Кто снимался в вашем проекте?
– Киркоров, Билан, Лолита, Басков, Стоянов, Олейников, Гальцев, Орбакайте, Пугачева, Ротару, Королева...
Понятно. Проще сказать, кто не снимался…
– Не снимался Валерий Меладзе. Понятно, что причиной могла стать конкуренция федеральных телеканалов. А еще думаю, что когда в очередной раз Меладзе предложили исполнить песню с Сосо Павлиашвили, он решил, что хватит таких дуэтов.
Сценарий вам дал канал «Россия» или вы его делали сами?
– Канал. Моя задача как режиссера была все это развить, адаптировать под реальность съемочного процесса, придумать ходы, мизансцены. Вообще идеи подобных мюзиклов часто используются телеканалами. Они ведь в новогоднюю ночь борются за зрителей. Вот и придумывают все для рейтинга! Практика показывает, что наиболее успешны те проекты, где звезды предстают в каких-то неожиданных ролях, поют не свои песни, не в своих привычных костюмах.
Почему же тогда у вас Ротару исполняет «Червону Руту»?
– Просто София Михайловна не успела записать другую песню. Но все остальные номера созданы специально для мюзикла. У Пугачевой вообще оригинальная песня. Остальные – это перепевки, обработанные специально для данного проекта.
Это ведь уже второй ваш новогодний мюзикл?
– Да, первый был в прошлом году в Киеве. Его, к сожалению, в России не видели.
На украинском языке?
– Нет, мюзикл был на русском. Он был тематически привязан к 50-летию фильма «Карнавальная ночь». Фабула такова: Новый год, группа энтузиастов готовит карнавал на телеканале. Естественно, у нас снялась Людмила Марковна Гурченко. Всего было порядка 50 музыкальных номеров. Почти половина артистов – российские звезды: от «Фабрики» до Пугачевой.
Отличается работа над отдельным клипом и над мюзиклом?
– Конечно. Каждый ролик – это отдельное произведение. А в мюзикле 23 маленьких клипа в единой концепции. Клип можно построить только на крупных планах, а в фильме надо задавать место действия, нужны более масштабные декорации. Знаете, я никогда в своей жизни не снимал такое количество танцев, как за последний месяц, хотя уже выпустил около 300 клипов!
Сейчас у вас последние часы съемок. Скоро можно будет вздохнуть: ракета запущена! Чем будете заниматься дальше?
– Возьму паузу. Конечно, нужно отдохнуть. Хотя весь последний год я работаю в таком режиме. Снял более 20 видеоклипов. И процесс не останавливался ни на неделю. Думаю, к весне опять возьмусь за работу. Пока же нужно накопить в себе желание, креатив. Голова режиссера ведь не бездонная бочка! Постараюсь не смотреть телевизор...
Разве не надо быть в курсе новинок коллег-конкурентов?
– Нет, креатив должен все-таки приходить из космоса, а не из «ящика»...
С помощью «
тарелки» спутниковых каналов?
– Я не сторонник тотального копирования, как многие мои коллеги. Лучше уж от хорошего западного аналога получить импульс, но потом нанизывать на него то, что придумывается самому. Поверьте, никогда в жизни не хотел быть хорошим копиистом. Нетрудно догадаться, что это ведет к неминуемому застою и краху.
2008-й – год Крысы. Вы, кажется, родились под этим знаком?
– Действительно, это мой год.
12 лет назад, в предыдущий год Крысы, думали, что достигнете сегодняшних профессиональных успехов?
– О, 1996 год был шикарным. Подъемный и переломный для меня. Но, конечно, я никак не думал, что придется снимать новогоднее шоу для федерального телеканала. Всегда лишь мечтал снимать новогодние фильмы-концерты, потому что этот праздник очень люблю. Он ведь единственный искренний. Люди празднуют Новый год не потому, что надо. Его невозможно не праздновать! 12 лет назад я начинал работать над достаточно передовой на то время телепередачей «Радио-такси», когда еще не было музыкальных телеканалов. В 1996 году снял первые клипы на кинопленку. Например, ролик популярного тогда певца Сергея Чумакова. Год был очень удачным. И если 2008-й станет таким же, это будет прекрасно! Моя творческая мечта – реализоваться как режиссеру в полнометражном кино. Надеюсь, это случится.
Зачем это вам? Вы и так успешны в профессии.
– Это внутреннее желание. Не хочу делать блокбастеры, стрелялки. Мечтаю о лирическом, сказочном кино. Что-то вроде «В ожидании чуда». Чтобы вдалеке горели рождественские огоньки, фоном звучала красивая музыка, а на экране разыгрывалась романтическая история. Смотреть и плакать...
В большое кино конкуренты-то пустят?
– Мне и здесь пришлось локтями кое-кого расталкивать. Кроме того, в кино сейчас больше спроса, чем предложения. Оно развивается очень активно, и не хватает ни сценариев, ни режиссеров. Уже снимается порядка 50 фильмов в год.
Слышал, Алла Пугачева лестно отозвалась о работе в вашем мюзикле...
– Сказала, что мило работать с Игудиным? В варианте с Пугачевой это безумно лестно. Она тот человек, который говорит и оценивает редко. Я работаю с Аллой Борисовной второй раз. И мы, похоже, остались довольны друг другом. Для артистов я стараюсь создавать максимально комфортные условия на съемках. Теперь придется еще выше держать планку.
А как вам работалось Биланом? Его ведь теперь снимают западные режиссеры...
– Ну, снял ему западный режиссер клип... На мой взгляд, наши подобные вещи делают сейчас намного интереснее.
Это ревность?
– Нет! Наверное, мне правильнее было бы ревновать к нашим, потому что мы и Запад – это разные весовые категории. На Западе к российским артистам до сих пор продолжают относиться как к людям второго сорта. Снять клип для Билана для них – это рутина. Это примерно как мы бы приехали в Монголию и снимали там местных звезд. Западного в Билане абсолютно ничего нет. Мне показалось, что это глубоко несчастный артист, потому что его постоянно делят продюсеры, перетягивают из стороны в сторону, заставляют участвовать в каких-то разборках. Знаете, есть в Америке такой «артист, ранее известный как Принц». Не хотелось бы, чтобы у нас на сцену выходил артист, ранее известный как Дима Билан.
Все эти дни с вами работает супруга Алина Герман. Наверное, разругались с ней в хлам?
– Мы женаты три с половиной года. А пять лет назад она в первый раз поработала у меня на съемках как стилист. И скажу, что тут много положительных моментов. Я всецело ей доверяю и уверен, что все будет ярко и красиво! У Алины сшито более 100 костюмов, все оригинальные. Для мюзикла работал целый швейный цех. Да, мы, конечно, конфликтуем. И было бы легче решить все это, если бы Алина не была моей женой. А тут ведь получается, что неизвестно, кто чей начальник. Но все же она – моя частичка, которая во всем меня поддерживает. Алина понимает, что на костюмах держится как минимум 30 процентов нашего продукта.