Фотограф сменил свою фамилию на 'Хэммид' в 1942-м, вскоре после того, как стал гражданином США. Он наиболее известен работой в документальном кинематографе – в качестве режиссера, оператора и монтажника.
Александр Хакеншмид (Alexandr Hackenschmied, 17.12.1907 – 26.07.2004) – один из ведущих фотографов и деятелей киноиндустрии в Чехословакии во время обеих мировых войн. В 1938-м перебрался в США и занялся американским авангардным кино. Его картина 'Meshes of the Afternoon', снятая совместно с Майей Дерен – на которой Александр, кстати, был женат с 1942-го по 1947-й – стала своеобразным предметом культа в авангардном кинематографе Штатов.
Фотограф сменил свою фамилию на 'Хэммид' в 1942-м, вскоре после того, как стал гражданином США. Он наиболее известен работой в документальном кинематографе – в качестве режиссера, оператора и монтажника.
Если верить написанной Ярославом Анделем биографии 'Александр Хакеншмид', свой первый фильм – 'Бесцельная прогулка' ('Bezúčelná procházka') – Александр создал в 1930-м; многие склонны считать, что именно тогда в Чехословакии и родился авангардный кинематограф. В том же году Хэммид организовал Выставку Новой Чешской Фотографии в 'Aventinska Mansarda' в Праге; эта выставка стала отличной возможностью для сотрудников издательского агентства 'Aventinum' показать свои работы миру. Александром же была запущена первая выставка е
вропейского авангардного кино в кинотеатре 'Kotva' – опять таки в Праге. Также Александр опубликовал ряд работ по фотографии и кинематографу; он по праву считается создателем нового эстетического направления в обеих отраслях.
До отъезда из Чехословакии Хакеншмид какое-то время работал в киностудии 'Bata Film Studio' в Злине; основана студия была в тридцатых Яном Батой. Бата нанимал молодых киноделов и артистов, дабы развить чешский кинематограф; в первую очередь, впрочем, его интересовали рекламные цели. В бытность свою сотрудником этой компании, Александр выпустил ряд рекламных и документальных проектов – самым известным из них стала режиссерская работа Эльмара Клоса 'The Highway Sings', знаменитая своими кадрами с движущимися автопокрышками.
В конце 30-х Хакеншмид начал работать вместе с американцем Гербертом Клайном над полнометражной документальной картиной 'Кризис' ('Crisis'); затем он переехал в США, где познакомился с Дерен. Вместе они выпустили картину 'Meshes of the Afternoon'. Также Александр работал над такими проектами, как 'The Forgotten Village', 'The Valley of Tennessee' и 'A Better Tomorrow'. В 1947-м Хэммид выпустил короткометражку 'Частная жизнь кота' ('Th
Private Life of a Cat'); снята эта работа была целиком и полностью в квартире Александра и Майи на Мортон-Стрит на Манхэттене. Фильм был наполовину монологом, наполовину – съемками котов в их обычной, обыденной жизни; большая часть его была посвящена истории кота и кошки. Кошка в конце концов беременела от кота, начинала искать себе укрытие для успешного разрешения от бремени и, в конце концов, успешно рожала пятерых котят – это в фильме показывалось во всех подробностях.
На протяжении 25 лет Хэммид сотрудничал с кинодеятелем Фрэнсисом Томпсоном; они выпустили несколько документальных проектов для узкого круга зрителей и несколько художественных фильмов для широкой публики. Среди наиболее известных работ значится их первый фильм формата IMAX 'TO FLY!', продемонстрированный 1-го июля 1976-го на открытии Национального Музея Космонавтики и Воздухоплавания при Смитсоновском Институте. Выпущена картина была совместно с 'MacGillivray Freeman Films'; её и по сей день часто крутят в этом музее. Кстати, это была не единственная совместная IMAX-картина Томпсона и Хэммида.
К сожалению, в конце 60-х Александр практически оставил кинематограф и уже не возвращался к нему до самой смерти