Такой юбилей в жизни человека бывает один раз. Прожить его нужно и человеку известному, состоявшемуся, заслуженному. Александр Федоров – генеральный директор Челябинского трубопрокатного завода – из их числа. И у него сегодня юбилей – 60.
Для людей, входящих во всевозможные рейтинги не только регионального, но и российского уровня выбрать подарок – дело непростое. Среди «положеных по рангу» – портрет маслом, сабля, украшенная и расписанная по металлу, специальный номер газеты или журнала…
Трубопрокатчики для своего директора подготовили фильм – про «неизвестного Федорова», назвав его «Белый директор» – по аналогии с прорывными проектами «белой металлургии», ставшими брендом Челябинской и Свердловской области, где расположены трубные заводы компании ЧТПЗ. На экране оживают места, где прошло детство будущего «генерала трубного производства», кадры на экране дают возможность услышать голос мамы, людей родных и близких.
«Кадры из жизни» – это всегда радостно. Возможность для самого юбиляра вспомнить, «остановиться и оглянуться», а для нас, его уральских земляков – возможность больше узнать о человека, хорошо известного как директор и депутат…
У нас есть возможность сегодня, поздравляя Александра Анатольевича, выбрать несколько «кадров» из фильма о нем.
Камень на Оби
Александр Федоров рассказывает:
- Было семь братьев. Все – кузнецы. Не раскулачили, потому что посылать дальше некуда было! А дед воевал в первой сибирской дивизии, которая 7 ноября прошла по Красной площади.
Голос диктора за кадром: «На Урал, как говорили в начале двадцатого века – «за камень» люди шли в поисках лучшей доли. Шли самые сильные, смелые, уверенные в своих силах люди. Дальше дороги расходились. Кто уходил дальше – в Сибирь, кто на Алтай. «Золотые горы» – в переводе с тюркского. В начале двадцатого века в поселке Камень на Оби появились мастеровые люди – кузнецы Федоровы. Пришли они в горы Алтая не за золотом.
Александр Федоров:
- Помню прадеда, помню деда! Знаю историю, что он участвовал в Цусимском сражении, на Дальнем Востоке, потом поехали на Алтай, да там и остались.
Нина Михайловна, мама А. Федорова: «Мы жили в доме номер 115 на улице Саратовской – с конца сороковых годов. Вот наш двор, вот наш подъезд, а на третьем этаже – наши окна. Мы с мужем любили гулять по улице Ленина, ходить в кинотеатр «Художественный». На реке – Оби, где-то в этих местах, любили рыбачить дед и отец. Река спасала семью, поставляя не только рыбу, но и дрова. Все дети бегали собирать щепки и ветки, которые выносила вода».
В Камне-на-Оби селились горных дел мастера и хлеборобы, старатели и скотопромышленники, купцы. После себя они оставили дома и память. В городе до сих пор живы воспоминания о купце Пырьеве – отце знаменитого кинорежиссера и о теоретике космонавтики – Александре Шаргее. Маленький городок, а каких гигантов дал стране и миру. Видимо, есть в воздухе этого города нечто, что заставляет человека шагать к неведомой земле, нести людям искусство, мечтать о космической высоте.
Про “Волгу”
Александр Федоров за рулем, ведет машину и вспоминает:
- Лет восемь ездил на «Волге», потом мне сказали: «Несерьезно»! Пересел на «Мерседес». Не в укор нашему автопрому – надежнее.
«Волга 21» – это для меня реликвия! Удовольствие испытываю, хотя выезжаю редко. Разучились ездить на «Волгах». Все «Мерседесы». Там – автомат, двери на присосках. Знаете, как в анекдоте: приносят мужику елочные игрушки, они все яркие, блестящие. Он говорит: «Не радует!» – «А что тебя радует?» – «Старые, из папье-маше. Как в детстве!»
Так и «Волга». В юности был 407 «Москвичек», от родителей достался. Так сам чинил. А сегодня водители – наездники. (Федорова подрезают на дороге) Ха, однако, – экстремальное вождение!
За кадром фильма слышен голос Федорова: «Не люблю ни карты, ни казино. Проще рыбалка, спортом заняться! Рыбалка – не смысл жизни для меня. Только приятное занятие. Природа, спорт. Рыба нравится не мелкая, а большая.
Говорят, вы огромного тунца поймали?
- Да, была последняя рыбалка на 150 килограммов.
Андрей Комаров, партнер по бизнесу, акционер компании ЧТПЗ: «Он ловит рыб больше себя ростом. Он ловит рыб, которых невозможно выгрузить из лодки без помощи крана. У него особые отношения с морским миром. Мне кажется, что он – Владыка этого мира!»
Александр Федоров:
- Может, эта любовь к рыбалке оттого, что я родился на Оби, там все рыбачат. Прилив адреналина, кто кого. Борьба. Кто прыгает с парашюта, кто ловит рыбу. То же самое, что кататься на горных лыжах. Для чего катаешься? Можно упасть, шею сломать! Но катишься!
- Это разные вещи! Почти 40 лет один и тот же адреналин. Я адреналина другим на производстве добавляю.
- В топ-менеджеры я пришел не с улицы. Проработал 20 лет на заводе, когда стал гендиректором. Прошел путь от слесаря до начальника производства.
Голос за кадром: Почему вы не остались работать за чертежной доской, не стали, как сейчас говорят «офисным планктоном», а предпочли пойти в цех, махать самой тяжелой кувалдой? «Теща» ее называют?
- Это было обязательное условие приема на работу. При Осадчем еще. Молодой спец, с института, должен начать с рабочей точки, знать производство. Пройдя весь путь в 20 лет, я в цехе все знаю!
И еще одна традиция, еще со времен Осадчего.
- Оркестр Светланова работал концерт в пятом цехе, на производственной площадке. У нас постоянные встречи проходят. Это – традиция. Со времен еще Осадчего. Она – эта традиция – так и не останавливается. Мы дружим с театрами, в цехах выступают артисты. Для людей все это, для всестороннего развития рабочих и инженеров, как сказали бы раньше.
Константин Райкин, народный артист России, художественный руководитель театра “Сатирикон”:
- Думаю, что Александр Анатольевич Федоров только снаружи такой металлургический человек. Мне в детстве казалось, что металлурги должны быть именно такими: большие, немного мрачноватые, с приказательными интонациями люди. Внешне он такой и есть.
Но внутри он человек добрый, требующий духовного питания, какой-то детский человек внутри. Но это его тайна, секрет! Болт, сделанный человеком, который только что сходил в театр, отличается от болта, сделанного тем, кто в этот вечер в театр не ходил. Чем? Не могу сразу сказать, но чем-то отличается. И Федоров это чувствует, каким-то образом понимает. Но это секрет Федорова.
Виктор Христенко, Министр промышленности и торговли РФ:
- Для меня, как для многих челябинцев, да и не только челябинцев, ЧТПЗ всегда был и остается местом особым. И люди, которые имеют отношение к трубопрокатному заводу, всегда были обречены на то, чтобы часть этой легендарности переносить и на себя. И личности, которые возглавляли этот завод, они всегда были уникальными людьми. Интересными, о которых много говорят и помнят до сих пор.
И, безусловно, Александр Анатольевич, как руководитель крупного предприятия, одного из легендарных предприятий Урала, безусловно, такой личностью является, другим он быть просто не мог. У Маяковского в известном стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и Человеку» есть такой яркий образ единения. У Александра Анатольевича – единение человека и завода, человека и моря, большого сильного мужчины и очень трепетного и нежного мужа и деда.
Людмила Федорова, супруга: «Я выходила замуж за слесаря. Конечно же не знала, что он в будущем, в перспективе вырастет в первое лицо на крупном заводе… Нет, серенад не пел. А увидела будущего мужа первый раз на конкурсе «А ну-ка, парни!». Там он победил, показал всю свою силу, показал свою красоту. Я его в деле сразу увидела! Был он большой, сильный, красивый, кудрявый и умный! Этим и покорил!
- Мне кажется, что в жизни должны трудиться двое. Если один старается делать что-то по жизни, другой помогает. Мне бы хотелось, чтобы ему все время было в душе восемнадцать. Когда человек стареет душой – грустная картина. Пока не наблюдаю за ним такого, чему, конечно, очень рада.
- Наш завод градообразующий. И всегда он был таким. Поэтому надо, чтобы директор ЧТПЗ был депутатом. Тогда не получится, что ты зарабатываешь, а бюджеты делят без тебя. И обходят твой район. Поэтому и нужно было стать депутатом Заксобрания.
В кадре Дом ребенка. Дети играют на улице с преподавателями.
Голос за кадром: слышал, что Федоров сюда свою депутатскую зарплату перечисляет?
- Да, это так, – подтверждает директор Дома ребенка Наталья Горло. – Это поддержка, которая нам важна и для нас ощутима. Это – правильное понимание мироздания и жизни. Если есть возможность поделиться, надо поделиться! Помочь тем, у кого такой возможности нет.
Супруга:
- Я думаю, детей он балует, но не чрезмерно. Дозировано. Во внуке Саше он, прежде всего, пытается воспитать мужчину. Поэтому «наш мужичек» плавает с рождения. На лыжах катается – в этом большая заслуга его деда.
Фильм подходит к последним кадрам. Цитата – под занавес: «Меньше слов – больше дела!» – мой лозунг! Мы уже пришли к тому моменту, когда нужно заниматься производством. Или ты останешься на рынке, или тебя не будет. Мы остались, чтобы жить и работать». Александр Федоров.
Так что время собирать камни и время разбрасывать камни для мальчика родом из сибирского Камня обрело в жизни на Урале свой особый смысл.
…Чтобы жить и работать
Наверное, когда сам Александр Анатольевич в кругу родных и близких будет смотреть фильм, он увидит в своей памяти гораздо больше, чем вместила в себя двадцатиминутная кинолента. Кино как машина времени пролистает страницы жизни назад и для того, чтобы подводить итоги, но главное – чтобы сделать глубокий вдох, каким мы наполняем свою грудь на природе. Такие встречи с прошлым не сравнимы ни с чем. И так же необходимы для души, как встречи с родной природой.