Популярные личности

Александр Федоров

Директор DTF.
Категория:
Гражданство:
Россия
Биография

Интервью

Беседа с Александром Федоровым, директором DTF, состоялась 15 декабря 2006 года.


Здравствуйте, Александр. Расскажите историю создания dtf.ru. Какие события поспособствовали созданию сайта? Как все начиналось?

-Добрый день. Изначально DTF был придуман и создан тремя людьми: Александром Федоровым, Михаилом Федоровым (не братьями!) и Алексеем Васильевым. Я, разумеется, могу гов

орить только за себя, поэтому с моей стороны легенда звучит следующим образом:

Примерно в 1998 году я был аспирантом в Политехническом институте Санкт-Петербурга (сегодняшний Государственный Технический Университет), и нам на кафедру протянули оптоволокно с интернетом. Я к тому времени довольно с

ерьезно интересовался сетевыми технологиями, в основном локальными сетями и телефонными линиями, поэтому интернетом озаботился сразу и с удовольствием. Внутреннее желание прославиться и заявить о себе любимом всему миру не могло пройти мимо такой замечательной штуки как WWW. Соответственно, я в своб

одное время занялся изучением HTTP, Apache, Perl, Linux т.е. всем тем, на чем тогда это чудо функционировало.

В тоже время я всегда любил компьютерные игры. И вершиной их почитал творения id Software – великий и ужасный DOOM, а следом за ним Quake. Увлечение было довольно серьезным, включающим в

себя состояние в первом отечественном quake-клане, модерирование фидо-эхи spb.doom и прочими всенощными бдениями где-нибудь у кого-нибудь "на сетке".

Разумеется, первый веб-сайт, который мне пришло в голову создать, был сайт, посвященный Quake. Одна проблема была – практически все люди из тогдаш

ней игровой тусовки, как только получали возможность поднять свой веб-сервер, тут же делали на нем собственный "новостной" сайт про игры и про quake в первую очередь. Думаю не надо даже упоминать о том, что информация у всех была одинаковая – скопированная с западных сайтов и друг у друга. Впрочем,

это не мешало всем ходить друг к другу "в гости" и радоваться жизни. В конце концов, важно было то, что мы хотели и могли это сделать. Смысл же деяния отходил на второй план.

Но рано или поздно необходимо было двигаться дальше или бросать. Бросать мне было жалко, пришлось думать над развитием. Ме

ня всегда больше интересовала техническая сторона вопроса и отчасти дизайнерская. Но вот наполнением ресурса заниматься было недосуг. С этим нужно было срочно что-то делать.

Как-то так получилось, что я совершенно случайно в аське познакомился с дизайнером Алексеем Васильевым (ака Берс), и он тож

е захотел делать сайт про шутеры. Но самое удивительное случилось потом. Оказалось, что Берс в то время работал вместе с Михаилом Федоровым (ака ЗАВХОЗ) и даже сидел с ним в одной комнате. Думаю, любой ветеран игровой индустрии в нашей стране помнит замечательный сайт quake.spb.ru и никому из них не

надо объяснять, кто такой был ЗАВХОЗ.

Легенда гласит, что как-то раз ЗАВХОЗ, проходя мимо стола Берса, увидел оставленную мною у него распечатку логической схемы нашего сайта и заинтересовался ею. Далее пошло-поехало, т.е. встретились, поговорили то да се, решили в итоге вместе сайт делать и не

только про шутеры, а вообще про игры. Я должен был обеспечить техническую сторону вопроса, Берс дизайн, а ЗАВХОЗ контент. Так все и началось.

Вы особо оговорились, что с Михаилом не братья. Видимо, неслучайно?

-Вы знаете, однажды в одном журнале была опубликована статья про наш сайт, и в ней

уверялось, что мы с Михаилом Федоровым братья. С тех пор, когда мы с кем-либо встречались, всегда после представления добавляли – не братья!

Как давно работает dtf.ru в нынешнем виде и формате?

-Нынешний формат – это специализированный сайт для участников индустрии компьютерных и видеоигр. По

явился он как подпроект dev.dtf.ru в сентябре 2001 года.

Примерно через год подпроект вытеснил первоначальный ресурс, ориентированный на игроков. С тех пор дизайн сайта существенно не менялся. Но до этого момента у нас было много разных вариантов оформления. Где-то на диске у меня даже сохранили

сь некоторые скриншоты главной страницы. Жаль, что среди них нет самого первого черно-белого варианта, который мы сделали, чтобы быть совсем уж похожим на газету. Идея была классной и с дизайнерской точки зрения очень стильной, но, увы, совершенно нежизнеспособной.

Нынешним дизайном сайты вы дов

ольны?

-Во-первых, дизайном нельзя быть долго довольным. Он рано или поздно приедается.

Другой разговор – функциональность и юзабилити. Тут я могу твердо сказать – у нас ни разу не было варианта, который нас бы удовлетворял полностью. Мы постоянно вынуждены идти на компромиссы. Фактически, мы

постоянно что-то меняем. Это нормальный процесс.

Почему вы назвались "The Daily Telefrag"?

-Название The Daily Telefrag придумал Михаил Федоров.

Вообще, для нашей компании придумывание названий - всегда тяжелый труд. Так и с названием этого проекта было тяжко. Мы собирались втроем нескол

ько раз, пытались устраивать мозговой штурм, не обошлось и без тыкания в словарь наугад. Но как-то все не нравилось. В конце концов, я уж не знаю как, Михаила осенило, и он предложил – раз у нас концепция электронной газеты для игроков, то название должно быть похожим на газетное. В названиях ежедне

вных западных изданий часто используется слово Daily, а слово Telefrag – очень яркий термин из мира шутеров. Скрестив одно с другим мы получили The Daily Telefrag.

У редакции БАЛКОНа почему-то сразу появились ассоциации с The Daily Telegraph...

-Могу сказать, что вы не одиноки. В свое время б

ыли такие читатели, кто обвинял нас в присвоении имени известного британского издания – люди неверно читали шапку сайта.

The Daily Telefrag - название довольно длинное. Короткий вариант напрашивается сам собой...

Да, альтернативное название – DTF - появилось сразу же как сокращение от полного.

Сейчас все его и используют. Недавно я с удивлением узнал, что многие наши посетители уже даже не знают, что значит Telefrag.

Когда dtf.ru празднует день рождения? Как это обычно происходит?

-Официальная дата запуска сайта – 25 мая 1999 года. Если я ничего не путаю, то это день начала летних

школьных каникул. Мы как-то к нему приурочили открытие. Раньше, когда мы занимались только сайтом, то отмечали это событие. Но в последнее время в нашей компании из первоначального состава тех, кто работал над первым еще DTF, практически никого не осталось. Кроме того, мы в настоящее время занимаем

ся разработкой компьютерных игр, проводим конференцию разработчиков игр (КРИ), а с последнего года еще и выставку игр (ИгроМир). Фактически – сайт сегодня это одно из подразделений нашей компании. А для компании надо либо праздновать дни рождения всех подразделений, либо не праздновать никакого. Пос

кольку точно определить дни рождения других подразделений невозможно, то теперь мы никак особенно не отмечаем день рождения DTF. Возможно, это и неправильно.

То есть dtf.ru не боится организовывать выставки и конференции в оффлайне?

-Конечно, чего бояться?

Для своих читателей мы устраиваем

конференцию разработчиков игр (КРИ) вот уже на протяжении четырех лет в гостинице "Космос" в Москве. Это довольно серьезное мероприятие (подробности можно узнать на www.kriconf.ru).

С этого года мы начали проводить выставку компьютерных игр – ИгроМир (www.igromir-expo.ru). Первая выставка собрал

а примерно 25 тысяч посетителей за два дня. Мы считаем, это очень неплохо.

Давайте вернемся к сайту dtf.ru. На что вы опирались, когда разрабатывали концепцию (формат) сайта? Каким хотелось сделать проект?

-Тут важно понимать, что у сайта есть история до того, как он стал "первым индустриальн

ым" и после. До – это был сайт для игроков с довольно обычной для такого вида сайтов концепцией, правда следует сделать оговорку – это сейчас концепция стала обычной. В тот момент, когда мы начинали, я уверен – аналогов (по крайней мере в рунете) не было.

А вот после – это уже была совсем другая

история. К тому моменту мы поняли, что проиграли в конкурентной борьбе AG.RU и быть более сайтом для геймеров бесперспективно. Наш упор на качественные текстовые материалы оказался недостаточным и невостребованным. Игроки жаждали прохождений, патчей, nocd и прочего. Пока мы оттачивали свое журналист

ское и литературное мастерство, AG наращивал базу данных и в итоге победил в битве за геймерские симпатии. Зато мы получили то, чего не был у них – уважение в сообществе разработчиков и издателей игр. Нам всегда было интересно, как устроена индустрия, почему в ней делается так, а не иначе, что да ка

к. Поэтому мы решили воспользоваться своим уникальным положением и переориентироваться на аудиторию, для которой в тот момент вообще не было сайта. Фактически мы создали себе нишу.

На какие сайты вам хотелось быть похожими? Использовали ли опыт зарубежных сайтов?

-Мы ориентировались на gamasu

tra.com. Это то, что мы в свое время считали идеалом. Даже сейчас у нас можно найти много похожего, хотя скорее это черты характерные для любого индустриального ресурса, независимо от того, к какой индустрии он относится.

Какие задачи dtf.ru ставил на начальном этапе?

-Ответы на это в основно

м были выше. Остановлюсь лишь на задачах, которые мы ставили в момент переориентации с потребителей игр на их производителей. Мы хотели создать ресурс, который стал бы площадкой для общения, обменом опытом, поиском деловых партнеров для всех тех, кто работает в игровой индустрии на постсоветском про

странстве. В тот момент потребность в такого рода сайте явно ощущалась. Индустрия была разрознена, а потребность в общении назрела.

Как вы в настоящее время позиционируете dtf.ru? Менялось ли позиционирование за все время работы сайта?

-Мы стали более лояльны к людям, которые не работают в ин

дустрии, но проявляют к ней интерес. DTF имеет репутацию довольно закрытой тусовки, в которую не пускают "людей с улицы". Это была одна из основных фишек сайта на начальном этапе.

Но сейчас индустрия остро озабочена притоком свежих кадров, она заинтересована в популяризации себя не только среди

потенциальных сотрудников, но и среди широких слоев населения. В частности, все эти страшилки про то, как игры делают из детей кровожадных монстров-убийц, всем надоели. Мы заинтересованы в том, чтобы люди воспринимали нас как нормальный entertainment и нормальную отрасль, а не горстку гиков, работаю

щих для извращенцев.

Вы упомянули одну из "основных фишек" dtf.ru. А можно ли выделить главную фишку?

-Знаете, есть такой лозунг у одной игровой компании: For gamers from gamers. Так вот, у нас от разработчиков разработчикам. Мы не просто обслуживающая индустрию площадка, мы люди, которые сам

и являются частью индустрии. Мы ведь тоже разработчики игр, и все, что интересует наших посетителей, интересует нас точно так же. Никто другой не знает нашу индустрию игр так хорошо, как мы. Наши посетители не считают нас чужими, журналистами или еще кем-то, мы свои.

Интересует ли ваша тематика

(игры) рунетчиков?

-Откровенно говоря, я давно перестал следить за тем, что происходит в рунете. Поскольку наша целевая аудитория вполне четко очерчена, у нас нет необходимости как-то отслеживать что происходит "снаружи" сайта.

Я скорее больше осведомлен о том, что происходит с рынком компьют

ерных игр в России вообще, т.е. насколько изменилась численность аудитории, которая игры покупает, нежели о том, как изменилось отношение рунетчиков к играм.

Получал ли dtf.ru какие-нибудь премии, награды (официальные,

неофициальные)?

-Да, у нас есть награда! В 2001 году наш сайт стал победи

телем во всероссийском интернет-конкурсе "Золотой сайт" в номинации "Спорт, здоровье, развлечения, отдых". Только, кажется, это было в Северо-Западном округе, а не во всей России. Не помню если честно, а по диплому, который на стенке висит, непонятно.

Были еще, кажется, мульки от каких-то журнал

ов когда-то, но диплом ровно один.

Вообще говоря, я одно время пытался активно участвовать в жизни рунета, но быстро понял, что это тусовка сама в себе и для себя. С тех пор интереса к этой области не имею. Да и непонятно, зачем тратить на это время? С точки зрения нашей деятельности – толку ник

акого.

Как на начальном этапе раскручивался сайт? Были ли у него какие-то особенные "раскруточные" ходы? (например, какая-то оффлайн-реклама, партнерство с крупными порталами?

-В самом начале, когда мы делали сайт для игроков, основой популярности было то, что ЗАВХОЗ на quake.spb.ru написал,

что теперь всем надо ходить на dtf.ru, а quake.spb.ru свою работу закончил. Этого было достаточно для того, чтобы сайт сразу стал популярным.

Потом было много всякого...

Например, контакты с Рамблером?

-Да, в частности неудачная попытка нашей продажи Рамблеру... Но об этом не хочется вспом

инать...

В принципе, мы пробовали размещать рекламу в оффлайновых журналах. Мы вообще активно сотрудничали (и сотрудничаем) с профильной игровой прессой. Но наш анализ показал, что для сайта толку в рекламе в профильном журнале немного.

Мы также обменивались баннерами с другими игровыми сайтам

и и даже создали собственную банерную сеть – GCN (Game Community Network), которая в настоящий момент благополучно умерла, что лишний раз убедило меня в том, что толку в объединении малосильных сайтов – ноль.

А как обстоят дела с рекламой и раскруткой в настоящее время?

-Когда мы стали индуст

риальным ресурсом, необходимость в рекламе отпала. Мы являемся практически единственным сайтом в отрасли для отрасли. Про нас и так все знают.

Правда, следует отметить, что в последнее время меня посещают мысли о необходимости рекламы для реализации корректив в концепции ресурса. Но ничего толков

ого пока я на эту тему сказать не могу.

Вопросы рекламы встают, когда конкуренты начинают активную деятельность. Как с конкурентами обстоят дела у dtf.ru?

-Я могу назвать только один сайт в рунете, который работает в схожем с нами направлении, это gamedev.ru. Мы прекрасно знаем его основателя

и находимся в дружеских отношениях. Я бы не называл нас конкурентами, мы скорее дополняем друг друга. Gamedev.ru ориентирован на немного другую аудиторию. Там больше собираются новички и энтузиасты, а у нас - профессионалы, менеджеры, директора компаний и т.п.

Мы периодически сотрудничаем с game

dev.ru, проводим совместные акции. К примеру, устраиваем конкурсы на написание статей по разработке игр или тому подобные вещи.

А с другими сайтами никак не сотрудничаете?

-А с кем? gamedev.ru - это единственный сайт со сходной с нами тематикой. Других я не знаю.

Расскажите, пожалуйста, о

контентной составляющей dtf.ru

-Традиционно мы разделяем контент на две части: новости и статьи. Обе части достаточно популярны и я не могу сказать, что какая-то из них превалирует над другой.

Статьи можно разделить на несколько типов. Некоторые типы статей традиционны и выходят с определенно

й периодичностью. Так каждая неделя начинается со статьи об итогах прошедшей недели (это, наверное, странно, но у нас такой материал исторически выходит не в конце недели, а в начале следующей). Ранее в этом материале мы подводили итог, делая выжимку из собственных новостей, но в последнее время он

в основном пишется как самостоятельное произведение, в котором даются ссылки на наши и чужие материалы за подробностями.

Есть у нас ежемесячный обзор профильной отечественной прессы, в котором основной упор делается на статистику материалов по игровым тайтлам. Мы даем информацию о том какой игре

какой журнал поставил оценку, где опубликовано превью или ревью, сколько и каких типов рекламы было размещено по проекту.

Каждый месяц мы публикуем дневники разработчиков игр. Это очень объемный материал, основу которого составляют заметки, присланные нам разработчиками.

Кроме этого мы публик

уем статьи по дизайну, программированию, управлению и всему тому, что интересует разработчиков. В частности, мы уже довольно давно публикуем статьи по мотивам выступлений на конференции разработчиков игр КРИ.

По какому принципу вы отбираете новости?

-Относительно новостей редакционная политик

а строится таким образом: новости должны быть про индустрию, а не про игры. Разработчикам малоинтересны сведения об играх, которые обычно востребованы игроками. Именно поэтому общеигровые сайты не удовлетворяют их. Мы публикуем новости, которые так или иначе затрагивают тему разработки игр и области

, близкие к ним.

Как часто обновляются новости/статьи?

-И новости, и статьи обновляются практически каждый будний день. Т.е. новости меняются точно каждый день и по многу раз, а вот статьи практически через день. По крайней мере у нас такой план, и мы стараемся его выдерживать. В выходные мы

все-таки отдыхаем, потому если во время них что-то и появляется, то это что-то экстраординарное.

Можно ли говорить об успешности и необходимости подпроекта "Вакансии"/"Резюме"?

-Как я уже отмечал – мы рассматриваем DTF как набор сервисов для членов индустрии. В этом смысле вакансии/резюме это

не подпроект, а один из наших сервисов. Он был запланирован сразу же при обсуждении еще самой первой концепции ресурса для разработчиков игр. Мы пока не очень довольны тем, как он у нас реализован, но даже в таком варианте он достаточно успешен.

По крайней мере, по отзывам наших посетителей, на

йти кадры через DTF во много раз проще и надежнее, нежели через общие ресурсы типа job.ru.

Расскажите о вашем форуме. Активна ли здесь жизнь? Каковы статистические данные форума?

-Ух! Форум – это сердце нашего сайта. Это, пожалуй, самая востребованная его часть.

По поводу статистики даже

не знаю, что сказать. Говорить о числе просмотренных страниц? Но это довольно бессмысленно, у нас только вариантов отображения топиков три штуки, поэтому непонятно, о чем скажет постраничная статистика.

В принципе на главной странице сайта есть небольшой блок в котором сейчас отображается: групп

31, тем 12024, сообщений 164956. Я не знаю, много это или мало, но лично я не могу уже который месяц читать целиком все что пишут в моих избранных группах. Приходится периодически отмечать все как прочитанное.

Вы можете что-то посоветовать начинающим читать ваш сайт?

-Главная заповедь – если

можешь не писать на форум, не пиши! Множество новичков в индустрии вместо того, чтобы почитать то, что было написано до них или изучить статьи, начинают задавать глупые вопросы или, что гораздо хуже, высказывать свое мнение. Мнение, как правило, глупое, непрофессиональное и просто уже доставшее. Ни

чего оригинального новички обычно сказать не могут, но у поразительного числа людей хватает глупости думать, что именно они светочи истины и всем сейчас все расскажут как надо. Не позорьтесь! В лучшем случае вам ничего не ответят, в худшем вы сразу и навсегда испортите себе репутацию.

Вторая запо

ведь – никогда не пишите, что проект, который вы собираетесь разрабатывать это ММОРПГ во вселенной типа Фоллаут. Не спрашивайте почему, просто не пишите так. И кстати, если вы действительно собрались такое делать, срочно бросайте и идите читать умные статьи на DTF, тогда поймете, почему.

Использ

ует ли dtf.ru сторонние сервисы блогов для экспорта контента?

-Речь идет о том, экспортируем ли мы свои материалы наружу?

Да.

-Да, мы транслируем уже довольно давно свои новости на Яндексе через RSS. Не так давно начали и на Рамблере.

В принципе, у нас есть несколько RSS-фидов, которые

может использовать кто угодно в своем агрегаторе.

А с какой целью были введены dtf.блоги?

-Блоги - это тенденция в Сети. Де факто такого рода сервис стал стандартным для любого типа коммьюнити, поэтому мы его и реализовали. Сейчас dtf.блоги очень популярны, они даже стали вытеснять форум. По

льзователи предпочитают заводить темы для обсуждения не в группах на форуме, а в своих блогах.

Из-за этого, кстати, есть определенные трудности для нас, как для владельцев ресурса, т.к. возникает дилемма: с одной стороны блоги это частная территория, и пользователь волен писать в них все, что ем

у взбредет в голову, но с другой – мы индустриальный сайт, который объединяет людей по профессиональному признаку и первоначально ожидали, что в блогах будет в основном возникать посты, связанные с индустрией.

Кто он - читатель dtf.ru? Устраивались ли какие-то опросы аудитории?

-DTF - площадк

а с уникальной, очень сфокусированной аудиторией. Наш сайт является местом, куда регулярно заходят представители абсолютного большинства компаний постсоветского пространства, занятых в игровой индустрии или смежных отраслей. В основном, это профессиональные разработчики и издатели. На сайте зарегист

рировано около 4000 пользователей, чье непосредственное отношение к индустрии не вызывает сомнений - игры для них не хобби, а постоянная работа, и именно они составляют ядро аудитории.

Сфокусированная аудитория - мечта для рекламодателя. Наверное, dtf.ru не обделен вниманием желающих разместить

рекламу?

-Вы знаете, было время, когда мы пытались наладить взаимодействие с рекламными агентствами, но они почему-то совершенно не желали слушать о нашей аудитории, почему-то их всегда интересовали только количественные показатели, которые их, видимо, не сильно впечатляли. С тех пор больше в аге

нтства мы не обращались. Хочется верить, что когда-нибудь это изменится.

То есть нельзя говорить, что dtf.ru - прибыльный проект?

-Если говорить строго о сайте, то нет – это убыточное подразделение. Но мы не рассматриваем его как нечто отдельное. В совокупности от dtf.ru есть польза и немалая

, только ее сложно оценить в деньгах. Конечно, хотелось бы, чтобы сайт сам по себе хотя бы окупался, но увы и ах – не получается.

А какова в настоящее время посещаемость dtf.ru?

-Если верить счетчику Mail.ru, средняя посещаемость – 5 тысяч хостов в будни, в месяц от 70 до 100 тысяч хостов (б

олее миллиона просмотров). Примерно 70% из них - это постоянные посетители.

Объем аудитории уже достаточно продолжительное время почти не меняется. Мы пришли к выводу, что это связано с тем, что мы покрыли практически всю целевую аудиторию, которая доступна на сегодняшний момент. В настоящее врем

я мы рассматриваем варианты увеличения аудитории за счет расширения целевой группы. При этом основная наша задача – не потерять уже имеющееся ядро, ведь часто бывает, что в погоне за посетителями владельцы в итоге делают сайт для всех, а значит ни для кого. Мы не хотим идти этим путем.

Как часто

о вас пишут СМИ? Что их обычно интересует?

-Про нас если и пишут, то в основном профильная пресса. В последнее время я даже что-то и не помню, чтобы писали что-то именно про нас.

В принципе, мы не интересны среднему игроку или просто обывателю. Мы индустриальное издание, про которое в индуст

рии достаточно хорошо известно. Зачем про нас писать? Если кому-то что-то интересно про нас, всегда проще спросить напрямую на форуме.

Проводятся ли на dtf.ru конкурсы?

-Мы сами обычно не проводим, но с удовольствие принимаем участие в совместных конкурса, которые устраивают какие-либо компан

ии-разработчики или издатели.

Как часто вы проводите голосования? Каким образом формируются вопросы?

-Какой-то особой цикличности нет. Обычно меняем голосование, когда старое надоедает или когда вдруг возникает какая-нибудь острая необходимость о чем-нибудь "спросить" аудиторию, ну или просто

кто-нибудь из читателей сформулирует смешной вопрос и варианты ответов.

Как часто приходят письма от читателей?

-Мы обычно общаемся с посетителями непосредственно на форуме. Этот процесс происходит постоянно. Фактически, мы стараемся следить за потребностями нашей аудитории и удовлетворять и

х. Жаль, что не всегда это удается сделать быстро, но мы стараемся.

Напоследок хотелось бы услышать о планах dtf.ru. Что-то можете рассказать уже сейчас?

-Самый главный наш план на ближайшее время – ввести наконец платные аккаунты. Об этом нас уже давно просят наши посетители, и для этого у н

ас почти все готово. К сожалению, проблему окупаемости ресурса это не решит, но делать надо!

Также мы хотим совершенствовать раздел поиска работы и сотрудников. Хотим создать базу фрилансеров и аутсорсеров. Да много всякого. У нас планы на разработку обычно расписаны на несколько месяцев вперед,



Поделиться: