В настоящее время ГФК Русь на 30% обслуживает российских клиентов и владеет всеми соответствующими развитию рынка исследовательскими технологиями.
Основатель GfK Русь, Александр Демидов, начинал свою карьеру в социологии семьи, а в конце 80-х возглавил сектор изучения общественного мнения в Институте социологии РАН. Один из коллег, польский профессор Квятковский, создавший в это время совместную фирму с западно-германским GfK и порекомендовал Александра руководству холдинга, когда возникла необходимость в исследованиях российского потребительского рынка для его клиентов. Через несколько месяцев переговоров, в начале 91 года была зарегистрирована компания GfK RUS, с уставным капиталом около 80 тыс. $.
Первые исследования, которые проводились всего несколькими российскими сотрудниками (принципиальная позиция GfK Group - выбирать всех менеджеров только на локальных рынках) нередко выглядели в условиях тотального дефицита курьезно. В частности, Sony Europa, заказавшая изучение российского рынка видеомагнитофонов, получила данные на основе единственного магазина в Москве, торгующего подобной техникой. Исследования об отношении к продукту концерна Rigley - "Orbit без сахара", проводилось во времена талонов на сахар и повергало респондентов в недоумение. Так же как и первые запросы фармацевтических компаний, касающихся проблемы гиперхолистеренемии, связанной с увеличенным потреблением жирной пищи.
Тем не менее, изучение знания марок с "нулевого цикла", основанные на стандартных массовых опросах и фокус-группах были важны для выходящих на рынок западных компаний. Александр Демидов проходил обучение в Австрии, изучал и переводил специализированную литературу, адаптировал инструменты GfK, по видеозаписям готовился к фокус-группам. Часто сами западные клиенты в мягкой форме редактировали освоение маркетинговых исследований. Постепенно GfK RUS - 100% дочернее предприятие, стала набирать обороты и "вливаться" в отчетности и балансы группы.
В середине 90-х конкуренция уже стала достаточно ощутимой - крупные интернациональные компании и частные западные фирмы одна за другой укрепились на российском исследовательском рынке. Помимо клиентов, приходящих с подачи холдинга, исследования GFK RUS стали заказывать и российские компании - первые сети по продаже электробытовых товаров интересовались привычками и планами покупки техники; Нижегородский масло-жировой комбинат покупал данные панели о потреблении масел и маргаринов, появились клиенты для медийных исследований.
В целях расширения бизнеса в 97 году GfK RUS приобрела основанную в 96 году ирландцем Грегори Тэйном компанию RMRC. Обороты обеих компаний были практически равными (около 2,5 млн. $) и количество сотрудников (а именно они более всего интересовали Александра Демидова при покупке) одинаково - около 40 человек. Тэйн остался содиректором компании (до 99 года).
Однако в связи с кризисом 98 года планируемого увеличения оборота до 160-180% не получилось - GfK пришлось срочно снижать издержки и по результатам финансового года, общий оборот остался на уровне "до объединения".
К 2000 году, когда объем бизнеса был восстановлен, началось активное освоение российским GfK новых исследовательских инструментов.
Прежде всего - трекинговые технологии (Advertising tracking system), оценивающие эффективность вложений в рекламу; ценовые исследования (Price Challenger) - программа, с которой клиент может работать в дальнейшем самостоятельно; прогнозирование (New product development); позиционирование продукта и марки.
Политические исследования, которые Александр Демидов когда-то оставил, в целом холдингом GFK не ведутся, но эпизодически, к его большому удовольствию, компании случается проводить и такие, связанные с партийным имиджем и имиджем кандидатов.
В настоящее время ГФК Русь на 30% обслуживает российских клиентов и владеет всеми соответствующими развитию рынка исследовательскими технологиями. С тех пор как сектор FMCG перестал быть подавляющим среди объектов изучения производителей, компания выделила в отдельное направление Car Clinic - дорогостоящие сравнительные тесты-выставки автомобилей. Интенсивно развивается фармацевтическое направление - компания поддерживает дневниковую панель врачей по 15 специальностям, панели аптекарей. В связи с развитием новых технологий составляется сегментация рынка для операторов мобильной связи.
В 2005 году в Высшей школе экономики на социологическом факультете была создана кафедра прикладных социологических исследований ГФК Русь, что стало первым шагом реализации мечты Александра Демидова о разработке собственных исследовательских инструментов.
Учёные степени
Кандидат наук: Институт социологии АН СССР (год защиты: 1987)