Гвардии Капитан А. М. Числов совершил 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника. Лётчики его 1-й эскадрильи уничтожили к тому времени 41 самолёт. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 14 Марта 1915 года в селе Луговая Пролейка Саратовской губернии ( ныне Быковского района Волгоградской области ), в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1930 году, аэроклуб. Работал планеровщиком на Сталинградском заводе "Баррикады". С 1938 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Участвовал в боевых действиях на Крымском, Калининском, Северо - Западном, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Сражался под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Белоруссию и Прибалтику, штурмовал Берлин. Это он, рискуя жизнью, взял на себя ответственность за первый полёт уже безногого Маресьева.
К Июлю 1943 года командир эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт ) Гвардии Капитан А. М. Числов совершил 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника. Лётчики его 1-й эскадрильи уничтожили к тому времени 41 самолёт. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего выполнил 333 успешных боевых вылета, в воздушных боях сбил 21 вражеский самолёт сбил лично и 13 - в группе с товарищами.
После войны Александр Михайлович продолжал служить в ВВС. Был уволен в запас в звании Полковника в 1956 году. Жил в Волгограде. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Киева", "За победу над Германией", "За взятие Берлина" и другими. Его имя помещено на мемориальной доске на здании Волгоградского обкома ДОСААФ.
* * *
Свою боевую деятельность Александр Числов начал командиром звена в составе 12-го истребительного авиационного полка 110-й авиадивизии и прошёл с ним боевой путь от города Станислава ( ныне Ивано - Франковск) до Керчи. После Керченской операции и до самой Победы воевал в составе 169-го ( с марта 1943 года - 63-го Гвардейского ) истребительного авиационного полка 210-й ( 3- й Гвардейской ) истребительной авиадивизии 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса заместителем командира, штурманом эскадрильи ( 1942 год ), командиром эскадрильи ( 1942 - 1943 гг. ), штурманом полка, заместителем командира полка ( 1943 год ). С Декабря 1943 года - командир полка.
...8 Декабря 1942 года прикрывая боевые порядки наших наземных войск в районе Батурино - Дубровка ( южнее города Белый ), группа самолётов, ведомая командиром 2-й эскадрильи 169-го истребительного авиаполка Старшим лейтенантом Числовым встретила звено бомбардировщиков Не-111 в сопровождении 12 истребителей Ме-109. В результате завязавшегося воздушного боя Лейтенант Гражданинов сбил два Ме-109 и при возвращении домой - FW-189. Старший лейтенант Числов - один "Хейнкель-111".
...С середины Февраля 1943 года командование 6-й Воздушной армии усилило авиационную поддержку войск 34-й армии, преследовавшей отступающего врага. В то же время заметно повысилась и активность немецкой авиации, особенно истребителей, которые группами по 8 - 12 самолётов прикрывали свои отступающие части и противодействовали нашим штурмовикам и бомбардировщикам.
Напряжённый воздушный бой 21 Февраля провели лётчики 169-го истребительного авиаполка. Шесть Ла-5 под командованием командира эскадрильи Капитана А. М. Числова вылетела в район Залучье для прикрытия наземных войск. Над полем боя наша группа вступила в воздушные бои последовательно с тремя группами истребителей противника. В результате враг потерял 6 самолётов, из которых 3 сбил заместитель командира эскадрильи Ст
арший лейтенант П. А. Гражданинов. Но в одном из боёв один наш лётчик погиб, а другой был тяжело ранен.
Вечером, анализируя воздушный бой группы Капитана Числова, командование полка пришло к выводу, что истребители противника воздушный бой вели тактически грамотно, широко используя внезапность и нарушение боевого порядка в группах наших истребителей. Так, после первой атаки "Лавочкиных", группа Ме-109 развернулась и стала уходить. Гражданинов преследовал врага. Но его ведомый Младший лейтенант П. Т. Баландин на развороте отстал и немедленно был атакован врагом. Его самолёт вспыхнул, обгоревший лётчик выбросился с парашютом.
В бою ведомый Капитана Числова старший сержант А. М. Давыдов заметил, как противник атакует одного из наших лётчиков. Он решил отогнать врага. Капитан Числов остался без ведомого и тут же был внезапно атаковал противником. С повреждённой плоскостью самолёт Числова вышел из боя. Так же был сбит и Старший лейтенант М. Е. Воробьёв...
Незадолго до начала наступления войск Брянского фронта летом 1943 года дивизии 1-го ИАК получили лётчиков с самолётами для укомплектования и восполнения боевых потерь. 63-й ГвИАП ( бывший 169-й ИАП ) пополнился целой эскадрильей. Привёл её штурман полка Герой Советского Союза Гвардии Майор А. А. Федотов. Приземлившись он подошёл к Капитану А. М. Числову, руководившему посадкой, и спросил:
- Какой самолёт сел лучше других ?
Числов, не задумываясь, ответил:
- Если не считать твоего, то лучшую посадку произвёл самолёт с бортовым номером "42".
- Так это же лётчик без ног - Лейтенант Маресьев ! - воскликнул Федотов.
Числов сказанному не поверил, а Федотов загадочно улыбнулся. Через несколько минут к КП подъехала грузовая машина. Она привезла прибывших лётчиков. Федотов незаметно поманил Числова:
- Смотри вон за тем лётчиком, с чёрной шевелюрой. Обрати внимание, как он будет слазить с машины.
Как только грузовик остановился, лётчики быстро соскочили через борт, остался в машине только тот, на которого указал Федотов. Он медленно перебросил через борт одну ногу, осторожно поставил её на колесо, затем перенёс другую, затем поочерёдно опустил ноги на землю. Числову бросилось в глаза то, что все лётчики были в сапогах, а черноволосый - в ботинках и брюках навыпуск.
Так в полку познакомились с Алексеем Петровичем Маресьевым. В составе 63-го ГвИАП он воевал почти до конца войны, стал Героем Советского Союза, штурманом полка. Первоклассый лётчик, он в первых же воздушных схватках одержал несколько побед. Маресьев летал столько же, сколько все остальные лётчики, не раз выручал из беды своих боевых товарищей. Но всё это случилось не сразу. Вспоминает Алексей Петрович:
"В 1943 году безногий лётчик Маресьев прибыл в полк истребителей. Я мог летать. И это было уже счастье. Но меня старались беречь: "Алексей, тебе прикрывать аэродром". Ребята уходили на задания, а я летал, аэродром стерёг. Затем ребята возвращались возбуждённые боем, на избитых машинах, чтобы завтра снова уйти в бой, а я опять оставался стеречь аэродром. И мне стало невмоготу от этой жалости ко мне. Я хотел драться, как все. Мне, как всем, присвоили Гвардейское звание. "Раз так - сказал я как - то командиру сволей эскадрильи, - хочу вместе со всеми летать". Сашка Числов, мой командир, молчит, ломает папиросу в пальцах. Мучительная для меня минута - не надеется или щадит меня. И вдруг: "Алексей, будешь летать со мной..."
Надо пояснить, почему я всю жизнь буду помнить эти пять Сашкиных слов. Летали тогда парами, и Сашка, командир эскадрильи, мог бы выбрать себе любого хорошего, проверенного лётчика, который в воздушном бою будет надёжным напарником - ведь речь шла о жизни и смерти.
На другой день мы вместе с ним поднялись и встретили группу "Мессеров". Не буду рассказывать, как всё было... С Сашкой мы потом много летали. Он к концу во
йны более 20 самолётов сбил. Я тоже к своему прежнему списку прибавил 7..."
24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, командиру эскадрильи 63-го ГвИАП Гвардии Капитану Александру Михайловичу Числову было присвоено звание Героя Советского Союза.
...В 5 часов утра 12 Июля 1943 года на всех аэродромах 1-го ИАК состоялись митинги, посвящённые началу наступления войск Брянского фронта. Началась боевая работа. За первые два дня, 12 и 13 Июля, напряжение было исключительно большим. За эти дни части корпуса произвели 500 самолёто - вылетов, провели 60 групповых воздушных боёв, уничтожили 122 самолёта противника, из них 95 истребителей; свои потери составили 29 лётчиков и 45 самолётов. В эти дни отличились многие лётчики корпуса, сбив по 2 - 3 вражеских самолёта. Был среди них и Александр Числов.
19 Июля 1943 года шестёрка истребителей под командованием Числова получила задание встретить немецкие бомбардировщики на подходе к позициям советских войск. Завязался бой. Рухнул на землю один "Юнкерс", за ним другой... Остальные бомбардировщики поспешили ретироваться с поля боя. Но на подходе была уже вторая группа. Советские истребители вновь ринулись на противника. Действуя дерзко, навязывая свою волю врагу, не выпуская из рук инициативу, Гвардейцы в жестоком, неравном бою вышли победителями. Гвардии Капитан А. М. Числов сбил один Ju-87 и Ме-110, его ведомый Гвардии старший сержант Макаров - два FW-190, Гвардии старший лейтенант Маресьев сбил один Ju-87, Гвардии Старший лейтенант Воронько - один Ме-110. В бою Гвардии Капитан Числов получил лёгкое ранение.
С Декабря 1943 года 1-й ГвИАК, прикрывая наступающие советские войска и обеспечивая действия штурмовиков, содействовал 11-й Гвардейской армии в успешном завершении разгрома вражеской группировки и освобождении города Городок.
В Январе враг предпринял отчаянные попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни напряжение достигало таких размеров, когда в воздухе одновременно патрулировало до 40 наших истребителей. Здесь, на подступах к Витебску, в начале 1944 года нашла широкое применение имевшаяся в корпусе радиолокационная станция "Редут". Она стала уверенно выдавать данные о полётах авиации противника.
Так, 8 Января, примерно в 12 часов была вызвана и наведена на бомбардировщики противника эскадрилья 63-го ГвИАП под командованием Героя Советского Союза Гвардии Капитана А. М. Числова. В районе Городка Числов встретил 18 пикировщиков Ju-87 под прикрытиес истребителей FW-190. Завязался ожесточённый воздушный бой. Действуя смело и решительно, наши лётчики сбили 7 самолётов противника, не потеряв ни одного своего. Командир 3-й ГвИАД по радио объявил благодарность лётчикам за успешные и решительные действия и приказал Числову вести группу на свой аэродром.
Войну лётчики 63-го Гвардейского ордена Кутузова 3-й степени Виленского истребительного авиационного полка закончили уже на новейших Ла-7. К Маю 1945 года Гвардии Капитан А. М. Числов довёл число боевых вылетов до 635, большинство из них, на Як-1 и Ла-5. В воздушных схватках одержал 34 победы - 21 вражеский самолёт сбил лично и 13 - в группе с товарищами.
После войны Александр Михайлович продолжал командовать 63-м Гвардейским авиаполком. После переоснащения на реактивную технику в 1955 - 1956 годах выполнял обязанности начальника воздушно - стрелковой подготовки полка. В Июне 1956 года по состоянию здоровья был уволен в запас.
Переехал с семьей в Сталинград ( Волгоград ). С 1961 по 1979 год работал начальником спасательной станции Тракторозаводского района. Трижды избирался депутатом районного Совета депутатов трудящихся. Вёл активную работу по военно - патриотическому воспитанию молодёжи.