Русский и американский композитор, пианист, теоретик музыки.
Сын композитора Николая Черепнина и певицы (меццо-сопрано) Марии Альбертовны Бенуа, племянницы Александра Бенуа. Учился в Петроградской и Тифлисской консерваториях, после переезда в 1921 с семьей во Францию закончил Парижскую консерваторию.
Среди его учителей в России - композитор Виктор Михайлов
ич Беляев (ученик А.К.Лядова и А.К.Глазунова), который подготовил Черепнина к поступлению в Санкт-Петербургскую консерваторию, Леокадия Кашперова (известная пианистка, ученица Антона Рубинштейна) и его профессор в Консерватории Николай Александрович Соколов (ученик Н.А.Римского-Корсакова). Следует о
тметить, что наставником Черепнина в этот период был выдающийся музыковед Александр Оссовский, который был дружен с ето отцом - Н.Н.Черепниным. Определенное влияние на ранние сочинения Черепнина оказал Александр Спендиаров.
Был близок к композиторам «Парижской школы» (Онеггер, Мартину и др.). Как
пианист концертировал по всему миру. В Шанхае познакомился с китайской пианисткой Ли Сян Мин, которая стала его женой. Работал также в Японии (среди его учеников – японские композиторы Акира Ифукубе, Ёрицуне Мацудайра). Оказал влияние на позднейшую китайскую и японскую музыку. Годы войны провел в П
ариже.
В 1948 переехал в США, в 1958 получил американское гражданство. В 1949-1964 преподавал композицию в университете Де Пол в Чикаго. В 1967 концертировал в СССР (Москва, Ленинград, Тбилиси).
Сын, Иван Черепнин(1943-1998) – композитор, автор электронной музыки.
На творчество Черепнина, а
ктивно использовавшего русский, грузинский, китайский музыкальный фольклор, оказали большое влияние Стравинский и Прокофьев. Ему принадлежат четыре оперы (среди них - «Оль-Оль», 1924-1925, по Л.Андрееву; «Венчание Зобеиды», 1929-1930, по Гофмансталю), пять балетов («Фрески Аджанты», 1923, постановка
в Ковент Гардене с участием Анны Павловой, которой принадлежала идея сочинения; «Трепак», 1937; «Шота Руставели», 1945; «Женщина и ее тень», 1948, по Клоделю; «Бездна», 1949, по Л.Андрееву, и др.), «Грузинская рапсодия» для виолончели и оркестра (1922), четыре симфонии, множество хоровых и камерных
сочинений.
Черепнин создал собственную теоретическую систему (девятитоновая гамма из трех тетрахордов и интрапунктом «нота между нотой»), которую изложил в книге «Основные элементы моего музыкального языка» (1944).
Сочинения Черепнина исполняли Йо-Йо-Ма, Александр Рудин, Александр Ивашкин. Ег