Майор А. Д. Булаев в воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника, 1 аэростат и в группе 8 самолётов. 2 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Родился 9 Сентября 1910 года на станции Чаны ( ныне посёлок городского типа ) Новосибирской области, в семье рабочего. Окончил 2 курса Омского института инженеров железнодорожного транспорта и аэроклуб. С 1934 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Харьковскую военную авиационную школу пилотов.
Активный участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Совершил 120 боевых вылетов, участвовал в 40 штурмовках, провёл 20 воздушных боёв, лично сбил 9 вражеских самолётов.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Командир эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Майор А. Д. Булаев в воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника, 1 аэростат и в группе 8 самолётов. 17 Мая 1943 года погиб в авиационной катастрофе. 2 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Похоронен в братской могиле на южной окраине города Волхов.
* * *
Летом 1942 года в красноармейскую газету пришло не совсем обычное письмо. Старший лейтенант Трофимчук, красноармейцы Ильин и Дмитриев писали о человеке, которого они не только никогда не видели, но даже не знали его фамилии.
"Уважаемая редакция ! Мы хотим от имени бойцов своего взвода вынести благодарность лётчику - истребителю ( фамилия его нам неизвестна ), умело выполнившему боевое задание. Дело было так.
Утром 11 Августа 1942 года фашисты вели наблюдение с аэростата за нашей передней линией. Артиллеристы заметили вражеских наблюдателей и открыли огонь шрапнелью, но безрезультатно.
В небе послышался гул летящих самолётов. Это были наши. Начались споры: заметят или не заметят лётчики вражеский аэростат. Вдруг видим, наши ястребки сделали разворот и пошли на немецкую "колбасу". Один впереди, остальные прикрывают его. Слышим короткую пулемётную очередь. В то же мгновение показался дымок, а потом язык пламени охватил аэростат. Мы стали горячо аплодировать.
Передайте этому лётчику наше большое, от всего сердца, спасибо. Пусть знает каждый советский сокол, что если он появился в небе, то на него с земли с надеждой смотрят тысячи глаз".
Установить фамилию лётчика, о котором шла речь в заметке, оказалось несложно. Командир авиационного полка, действовавшего в этом районе, сразу ответил:
- Да это же Булаев. Его работа.
Письмо показали Булаеву. Он неторопливо развернул его, - коренастый, крепко сложенный Александр Булаев всё делал неторопливо.
Прочитав письмо, он недоумённо пожал плечами:
- Ничего особенного нет. Разве только пришлось маленько схитрить: сделать вид, будто не вижу аэростата. Если сразу на него нацелиться, он, чего доброго, успеет ещё опуститься. А когда наблюдатель решил, что мы летим в другую сторону, я внезапно на него развернулся.
На вопрос, что передать пехотинцам, он опять пожал плечами:
- Передайте: Булаев, мол, рад, что помог. Я ведь знаю, сколько пакостей может натворить аэростат наблюдения. Ну и ещё передайте, что очень тронут их благодарностью. - И улыбнулся. - Но аплодисментов не слышал. А может, они пишут об этом для красного словца ? На войне ведь аплодировать не принято.
Однако месяц спустя появились основания возразить Александру Булаеву: бывает, что и на войне аплодируют. Да ещё как !
Это случилось 14 Сентября 1942 года. Немецкие бомбардировщики в какой уже раз старались прорваться к Волховскому мосту. Через него проходили все поезда с грузами для осаждённого города. Из тыла они шли через Тихвин, Волхов и дальше к берегу Ладожского озера. Здесь разгружались, и зимой по льду, на грузовиках, а летом по воде, на баржах, груз переправлялся в Ленинград.
И вот 14 Сентября одному "Юнкерсу" удалось прорваться к мосту. Жители Волхова затаив дыхание смотрели в небо. Неужели враг разрушит мост ? Занятые боем с основной группой бомбардировщиков, наши лётчики, казалось, не замечали вырвавшийся вперёд "Юнкерс".
И вдруг, когда всё уже казалось потерянным, его настиг наш истребитель. Почувствовав опасность, вражеский лётчик попытался отвернуть. Не тут - то было ! Истребитель не отставал. В него бил воздушный стрелок "Юнкерса", но советский лётчик, не обращая внимания на опасность, подходил всё ближе и ближе.
К бомбардировщику протянулись светло - зелёные нити трассирующих пуль. Истребитель ударил сразу из всех 6 крупнокалиберных пулемётов. Над "Юнкерсом" взметну
лось пламя. Подхваченное сильным потоком встречного воздуха, оно побежало по фюзеляжу. Бомбардировщик, который только что целился на мост, горел. Горел прямо над Волховом. Но люди, не думая о том, что горящий самолёт может свалиться на город, аплодировали.
"Юнкерс" врезался в землю недалеко от города. Как только наши истребители совершили посадку, стало известно, кому аплодировали тысячи людей - Булаеву !
В этот же день начальник штаба вручил командиру эскадрильи пистолет немецкого лётчика. Вручил и сказал "спасибо". Булаев удивился:
- Это я должен сказать спасибо.
- За что ? - в свою очередь удивился начальник штаба. - "Парабеллум" - твой законный трофей. А тебе, Александр Дмитриевич, спасибо, что на этот раз не заставил далеко ездить за подтверждением.
Действительно, Булаев часто доставлял начальнику штаба немало хлопот. На каждый сбитый самолёт нужно было подтверждение. Приходилось выезжать к месту падения вражеских самолётов, запрашивать штабы наземных войск. А в этот раз подтвердить победу Булаева могли буквально тысячи людей. Впрочем, и этого не требовалось. Неподалеку от командного пункта полка лежали остатки "Юнкерса" - одного из тех вражеских самолётов, которых Герой Советского Союза А. Д. Булаев сбил лично. Кроме 15 личных побед у него было ещё 8 групповых. Правда, в эскадрилье поговаривали, что частенько свои собственные победы Булаев записывает на всех, кто участвовал в бою. Но сам он, когда заходил разговор об этом, отмалчивался...
* * *
Свою боевую деятельность Александр Булаев начал в период Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов и, по видимому, стал самым результативным советским пилотом в этом конфликте. Будучи командиром звена в эскадрилье Ф. И. Шинкаренко, десятки раз поднимал он свой И-16 со льда Карельских озер. Всего совершил 120 боевых вылетов, участвовал в 40 штурмовках, провёл 20 воздушных боёв, в которых сбил 9 финских самолётов.
Товарищи запомнили его широкую доброту, олимпийское спокойствие, оптимизм и необыкновенную силу. Александр Дмитриевич был очень доброжелательным человеком, обладал несомненным педагогическим талантом.
С первых же дней Великой Отечественной войны - на фронте. Был командиром эскадрильи. 17 Августа 1941 года Старший лейтенант А. Д. Булаев в составе тройки сопровождал группу СБ, вылетевших на бомбардировку вражеских войск, наступавших на Волосово. Над линией фронта группа подверглась атаке 12 Ме-109. Комэск и его ведомые сбили 2 "Мессера", но когда Булаев заходил в хвост очередному врагу его самолёт был подбит и сразу свалился в штопор. Пилот сумел выброситься на парашюте в расположении наших войск. Тем же вечером он вернулся в полк.
Позднее Майор А. Д. Булаев командовал уже 159-м ИАП ( 275-я ИАД ) - одним из лучших истребительных авиационных полков ВВС Ленинградского фронта.
...Со второй половины Мая 1942 года налёты вражеской авиации на Ладожскую коммуникацию значительно усилились. Немецкая ставка в директиве командующему 1-м Воздушным Флотом требовала: "Сорвать эвакуацию Ленинграда всеми средствами и особенно воздушными налётами на Ладожский район судоходства, чтобы не дать противнику возможности усилиться посредством перевоза войск или работ по вооружению или достичь улучшения продовольственного положения и тем самым обороноспособности Ленинграда". Наиболее массированные налёты вражеская авиация предприняла на Волхов, Жихарево, Кобону, через которые проходили грузы к Ладожскому озеру.
16 Мая 1942 года на перехват 10 вражеских бомбардировщиков Ju-88 поднялось звено 159-го истребительного авиаполка под командованием Капитана А. Д. Булаева. С первой же атаки они сбили 2 бомбардировщика. Ошеломлённый противник стал беспорядочно сбрасывать бомбы и поспешно уходить на запад. Во время их преследования на нашу четвёрку обрушилось 8 немецких истребителей Ме-109. В упорном бою советские лётчики сбили 2 "Мессера" и без потерь вернулись на базу.
17 Мая 1943 года Майор А. Д. Булаев погиб в авиационной катастрофе - рули самолёта Ли-2, на котором он летел вместе с другими лётчиками своего полка, по недосмотру или по злому умыслу, оказались закреплены струбцинами...
2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
За время Великой Отечественной войны Александр Дмитриевич Булаев произвёл около 280 боевых вылетов на самолётах И-16, ЛаГГ-3, Як-1 и "Томахаук", в воздушных боях сбил лично 15 немецких самолётов и 1 аэростат, ещё 8 неприятельских машин уничтожил в группе с товарищами