Один из первых русских балетных композиторов.
Учился у И. Г. Миллера и предположительно - Дж. Фильда.
Автор музыки к комедии-водевилю "Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты" П. Н. Арапова (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр, Москва, бенефис Д. С. Ришард), к операм-водевилям "Забавы Кали-фа, или Шутки на одни сутки" А. И. Писарева (совм. с комп. Ф. Е. Шольцем и А. Н. Верстовским; А. принадлежал 2-й акт с хореографическим дивертисментом. Большой театр, Москва,
1825, балетмейстер А. П. Глушковский), "Утро и вечер, или Ветер переменился" Р. М. Зотова (1826, Петербург; 1827, Москва).
В 1827 в Московском Большом театре был поставлен комический балет Алябьева "Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты" (балетмейстер Ф. Бернаделли; судя по названию, - продолжение балета "Волшебная флейта, или Танцовщики поневоле"Маковеца, 1818, балетмейстер тот же), сочиненный им в тюрьме во время следствия (по предъявленному обвинению в нанесении тяжких телесных повреждений во время карточной игры, вызвавших смерть игрока; справедливость обвинений доныне вызывает дискуссии).
В Тобольской ссылке (1828-31) и в последующие годы Алябьев написал много танцевальной музыки (полонезы, кадрили, вальсы, мазурки). Остроумная и эффектная музыка единств, балета Алябьева (одного из наиболее популярных его музыкально-театральных сочинений) характеризуется развитой темброво-инструментальной драматургией, подчеркивающей противоборство волшебных сил флейты и барабана. Для обрисовки сходных сценических ситуаций используются музыкально-тематические повторы (предвосхищающие лейтмотивную систему в рус. балете 2-й пол. 19 в.), а для конкретизации мимической речи - цитаты из музыки других композиторов (в том числе из балета Маковеца).