Популярные личности

Александр Башилов

Генеральный директор ОАО «НПО «Молния»» и ОАО «Тушинский машиностроительный завод», лауреат премии Совета Министров СССР
На фото Александр Башилов
Дата рождения:
1950-05-11
Место рождения:
Кимры, Тверская, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

ОАО «НПО «Молния»», возглавляемое А.С. Башиловым, ведет разработку сверхзвуковых ракет-мишеней на базе отслуживших свой срок и снимаемых с вооружения зенитных управляемых ракет ПВО страны (что является экономически эффективным способом их утилизации).
НПО «Молния» сегодня - это научная школа по методологии проектирования авиационно-космических систем.


Родился 11 мая 1950 года в городе Кимры Калининской (ныне - Тверской) области. Отец – Башилов Сергей Васильевич (1923 г. рожд.), один из крупнейших руководителей советской строительной отрасли; в 1980-х годах – организатор Министерства строительства СССР в районах Дальнего Востока и Забайкалья. Вершиной его карьеры как руководителя стала должность председателя Государственного комитета СССР по делам строительства. Мать – Башилова Александра Ивановна (1925 г. рожд.). Супруга - Ольга Владимировна (1953 г. рожд.), врач-терапевт. Сыновья: Алексей Александрович (1971 г. рожд.), сотрудник киностудии «Мосфильм»; Сергей Александрович (1979 г. рожд.), аспирант МАИ.

Отец окончил факультет промышленного и гражданского строительства Московского института инженеров транспорта и получил распределение на должность прораба одной из строек в Тобольске, куда и перевез семью. Полтора года спустя отца перевели управляющим треста «Иртышлестрансстрой» в Тюмень, где Александр пошел в 1-й класс. В 1963 году Сергей Васильевич Башилов стал заместителем начальника «Главсредуралстроя» Минтяжстроя СССР в Свердловске (Екатеринбурге).

Благодаря своим способностям к изучению точных наук (особенно хорошо давалась ему математика) Александр с высокими оценками окончил в Свердловске специализированную физико-математическую школу и поступил в Уральский политехнический институт (УПИ) на механический факультет. Помимо успешной учебы будущий инженер находил время для занятий спортом, и довольно серьезных, отдавая предпочтение хоккею (с шайбой и мячом), футболу, лыжам.

В 1972 году А. Башилов окончил УПИ. Сразу после получения диплома он призывается на армейскую службу (1972-74), которую проходит в Группе советских войск в Германии в должности командира танкового взвода.

В 1974 году Александр Сергеевич начинает трудовую карьеру в сборочном цехе Свердловского машиностроительного завода имени М.И. Калинина на должности помощника мастера. Спустя 3 месяца А.С. Башилов получает должность мастера, вскоре назначается инженером-технологом, старшим мастером.

Новый этап карьеры А.С. Башилова начинается с его переездом в Москву в конце 1980 года. В январе 1981 года Александра Сергеевича принимают на работу в Научно-производственное объединение «Молния» (ныне – ОАО «НПО «Молния»») старшим мастером сборочного цеха. Уже через год (1982) хорошо зарекомендовавшего себя молодого руководителя назначают начальником цеха. В 1984 году – в 34 года - Александр Сергеевич становится главным инженером объединения, которое было призвано решить одну из самых престижных задач того времени для СССР – создать первый отечественный космический корабль многоразового использования «Буран».

В этот период едва ли не главным направлением производственной деятельности А.С. Башилова было создание лабораторно-стендовой базы для комплекса «Буран». Высокие результаты работы НПО «Молния» и их многочисленных партнеров по кооперации подтверждены успешным полетом космического корабля «Буран» 15 ноября 1988 года. Высокой оценки заслужил личный вклад А.С. Башилова в создание «Полноразмерного стенда оборудования ОК «Буран»: Александр Сергеевич удостоен премии Совета Министров СССР, награжден юбилейной медалью С.П. Королева.

Работая под непосредственным руководством Генерального конструктора легендарного Г.Е. Лозино-Лозинского, А.С. Башилов заработал высокий авторитет как инженер, высококвалифицированный специалист в области создания авиационно-космической техники, первоклассный мастер. Под его руководством внедрялись новейшие технологические процессы, в сжатые сроки были созданы «Вспомогательная силовая установка» и уникальная лабораторно-стендовая база. При непосредственном участии А.С. Башилова были изготовлены и сданы в эксплуатацию космические аппараты семейства «Бор» («Бор-4», «Бор-5»).

Всего под руководством А.С. Башилова на предприятии было освоено и внедрено около 240 новейших наукоемких технологических процессов, 130 типов прогрессивного оборудования, более 60 принципиально новых металлических, неметаллических и композитных материалов, разработанных в сотрудничестве с ведущими институтами и предприятиями страны.

Когда в 1993 году встал вопрос об избрании нового генерального директора НПО «Молния», более половины трудового коллектива объединения отдали предпочтение кандидатуре Александра Сергеевича Башилова.

В сложнейших условиях глобальных и чрезвычайно болезненных перемен в государстве новому генеральному директору НПО «Молния» удалось добиться прогресса по ряду направлений деятельности НПО «Молния», в том числе по развитию системы МАКС (многоцелевой авиационно-космической системы). Эта система призвана обеспечить выведение нагрузок на орбиты любого наклонения, высокую оперативность и низкую стоимость применения. При этом отпадает необходимость отчуждения земель под территорию падения отработавших элементов конструкции. Многофункциональный орбитальный мониторинг с помощью системы МАКС позволит решить многие земельные проблемы.

При непосредственном участии А.С. Башилова и под руководством Генерального конструктора Г.Е. Лозино-Лозинского разработано семейство летательных аппаратов различного назначения. Среди них «Молния-1», небольшой 6-местный самолет-триплан (проект удостоился золотой медали Всемирного салона изобретений и научных исследований «Эврика-93» в Брюсселе), участник авиашоу в Ле Бурже 1995 года; двухфюзеляжный самолет-транспортировщик «Молния-1000» («Геракл») – самый тяжелый из проектируемых трипланов, предназначенный для перевозки на внешней подвеске крупногабаритных грузов массой до 450 тонн или пассажирских моделей вместимостью до 1200 человек. В семейство «Молния» входят также многоцелевой 15-местный 20-моторный триплан «Молния-100», 6-15-местный реактивный административный самолет «Молния-300».

ОАО «НПО «Молния»», возглавляемое А.С. Башиловым, ведет разработку сверхзвуковых ракет-мишеней на базе отслуживших свой срок и снимаемых с вооружения зенитных управляемых ракет ПВО страны (что является экономически эффективным способом их утилизации).

НПО «Молния» сегодня - это научная школа по методологии проектирования авиационно-космических систем. Достоинствами этой школы являются опора на математические и полунатуральные моделирования, комплексная отработка надежности на уникальном многостендовом лабораторном оборудовании и применение методов неразрушающего контроля для диагностики работоспособности на всех этапах цикла жизнедеятельности изделия.

Реалии последних десятилетий XX века заставили А.С. Башилова и коллектив предприятия позаботиться о расширении сферы деятельности НПО «Молния» за счет организации производства конверсионной продукции. В этих целях происходит объединение с соседом – Тушинским машиностроительным заводом.

К февралю 2003 года, когда генеральный директор ОАО «НПО «Молния»» возглавил и ОАО «Тушинский машиностроительный завод», в арсенале А.С. Башилова оказались воплощенные проекты производства конверсионной продукции различного профиля: автоматизированные автостоянки МАС, предназначенные для парковки и хранения автомобилей в местах с высокой плотностью городской застройки, интенсивных людских и транспортных потоков; готовящееся к серийному производству подъемно-транспортное устройство (ПТУ), которое позволяет людям с ограниченными возможностями комфортно передвигаться на коляске и без нее по лестничным маршам и в лифтах (Золотая медаль Всемирного салона изобретений и инноваций, 1998). Комплекс из пяти ПТУ успешно функционирует в Музее археологии в центре Москвы и внедряется на Курском вокзале, в реабилитационном центре для инвалидов и других местах массовых посещений.

Возглавляя Тушинский машиностроительный завод, А.С. Башилов решает вопросы развития его производственной базы в целях увеличения производства пассажирского транспорта для Москвы (автобусов и троллейбусов), промышленной переработки отходов шин, создания технопарка на территории завода, развитие производства медтехники, развитие инфраструктуры фармацевтического обеспечения.

А.С. Башилов возглавляет совет директоров промышленных предприятий и научных организаций Северо-западного административного округа Москвы.

Александр Сергеевич Башилов – лауреат премии Совета Министров СССР (1989), академик-секретарь секции «Авиакосмическая» Российской инженерной академии, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, кандидат технических наук.

Награжден медалью «В память 850-летия Москвы», Почетной грамотой Правительства Москвы, золотой медалью ВДНХ, юбилейной медалью С.П. Королева.

Увлекается классической и исторической литературой.

Живет и работает в Москве.



Поделиться: