По мнению ведущего в мире издательства «Рандом Хаус» (Jonathan Cape, Random House Group), книга «A Dance» является мировым событием. Книга является продолжением традиций и стандартов, установленных тремя значительными изданиями середины ХХ столетия - «The Americans» Роберта Франка, «The Decisive Moment» Картье-Брессона и «Ballet» Алексея Бродовича. Создатель этой книги Александр Барабанов на протяжении многих лет собирает фотографии танца. Большой знаток балета и фотографии, Александр находил уникальные снимки по всему миру.
Ты много лет коллекционируешь фотографии, посвященные танцу. Как возникла идея создания книги?
-Изначально я работал над созданием книги по истории фотографии танца, и она у меня получалась очень большой – целых четыре тома. Я планировал включить в нее около тысячи фотографий, а также сопровождающие тексты по категориям: балет, танец, мастера фотографии. Сама по себе тема оказалась настолько объемной, да еще и бесконечно обрастала новым материалом, поступавшим со всех концов мира, что перспектива окончания работы затягивалась на неопределенное время. И тогда издатель предложил мне изменить концепцию – вместо многотомного издания создать фотографический альбом, подобного которому не издавалось в мире. Размышляя над этой идеей, я нашел, как мне кажется, способ объединить под одной обложкой наработанные материалы.
В альбоме десять глав. Чем обусловлены выбор тематики и классификация фотографий?
-Идея книги – рассказать историю фотографии танца в композиции из десяти движений. Отсюда десять глав, каждая из которых посвящена определенной теме: «Сотворение мира», «Сотворение мужчины», «Сотворение женщины», «Искушение», «Любовь», «Эротика», «Нагота», «Раздор». Последние главы весьма абстрактны, поскольку история современного танца довольно сложная, уходит в такие крайности, как nondance, инсталляция тела, пересекаясь в начале третьего тысячелетия с «живым искусством» или «перформансом». Заключительная часть книги как раз и посвящена ситуации в современном танце. Мне хотелось показать мирное сосуществование традиционных классических, современных и экспериментальных номеров. В книге, например, представлены несколько интерпретаций «Лебединого озера» – в классической хореографии постановки Матса Эка для Кулбертбалета в Стокгольме и Мафью Бернса в Англии.
По сути, выбрав тему «Сотворение мира», ты проиллюстрировал ее фотографиями, отражающими историю танца за последние 150 лет – ведь именно столько насчитывает искусство фотографии. Почему именно «Сотворение мира»?
-Самое древнее изображение танца, которым открывается моя книга, датируется более чем 10 000 лет до н. э. Это петроглиф из пещеры Аддаура на Сицилии – ритуальный танец в маске птицы. И заканчивается альбом также Танцем с птицами Люка Петона. История современного танца включает все этапы творения, за эти годы были использованы все мыслимые и немыслимые литературные сюжеты. Процесс создания танца начинается с концепции, замысла, видения хореографа, либретто. В нем принимают участие хореограф, дизайнер сцены, танцоры, композитор или адаптируемая музыка, дизайн света.
Общеизвестно, что фотографировать движение архисложно. Здесь нет возможности выстраивания кадра или отбора, как в постановочной фотографии…
-Я посвятил отдельную главу фотографии прыжка. Для этого от фотографа требуется не только знание своего ремесла, но и понимание искусства танца, знание балета. Ведь танцовщик находится на самой вершине прыжка. Момент, когда он замирает в воздухе, – 1/4 секунды. Поскольку съемка сцены происходит из темного зала, это 1/60 секунды – так фотографировали в 19501960х гг., до возникновения цифровой фотографии. Само нажатие кнопки при фотографировании занимает 1/10 секунды, то есть фотограф должен нажать на кнопку и спустить затвор до того, как танцовщик замрет на вершине. В мире немного мастеров, которые досконально знают технику прыжка и способны запечатлеть его в совершенстве: это Нина Алаверт, Лоис Гринфильд, Алан Бергман, Анжела Тейлор (последние двое сами в прошлом танцовщики). Найти хорошую фотографию прыжка – большая редкость. У фотографа, который интенсивно и регулярно снимает танец, за жизнь скапливается около 250 000500 000 негативов. При таком количестве негативов, просмотренных вместе с фотографами, у Нины Алаверт, к примеру, я нашел только пять (!) идеальных прыжков, у Алана Бергмана – только два (!), которые я решил приобрести для коллекции.
Ты коллекционер с двадцатилетним стажем. Почему ты выбрал предметом собирательства именно фотографии танца?
-Я очень люблю старые фотографии. Началось все со снимков Дягилевских балетных сезонов. А потом, когда я увидел фотографии современного танца, они меня буквально заворожили, энергетически оказались очень близки. И последние годы я коллекционирую только фотографии современного танца. Критериев отбора у меня несколько. В первую очередь фотография должна нести энергетический заряд, динамику, напряжение, затем – композиция и историческая ценность. Хотя последнее важно лишь в отношении старинных фотографий. При покупке старинных фотографий выбирать не приходится – все, что есть или уцелело, нужно покупать!
В альбом вошли только фотографии из твоей коллекции?
-Нет, мне не хотелось ограничиваться только своими фотографиями, поэтому я позаимствовал по несколько снимков у моих друзейколлекционеров. Например, у Мишеля Камидиана в Париже я взял уникальную фотографию «Анна Павлова, позирующая скульптору Борису ФродмануКлузелю в 1911 г. в его мастерской в Петербурге». Фотография нигде не публиковалась, об ее существовании никто не знал. Мишель – крупнейший коллекционер ФродманаКлузеля, в его собрании скульптуры танцовщиков и танцовщиц Русских сезонов, сделанные этим мастером с натуры, т. е. точно в такой же атмосфере и в той же мастерской, как и на фотографии с Анной Павловой. А у Тони Канделоро из Венеции (еще один страстный поклонник и собиратель фотографий Русских сезонов!) я взял две редкие фотографии: Анна Павлова в «Сирийском танце» в БуэносАйресе немецкого фотографа Фон Риля и танцовщицы русского балета МонтеКарло на палубе корабля, следующего на гастроли в НьюЙорк. Около десяти фотографий взяты из фонда Музея фотографии танца, который мы основали вместе с Людмилой Липской в 2006 году. Из фонда вошли фотографии Юлии Махалиной, Владимира Малахова, сделанные Ниной Алаверт за последние 30 лет. Хочется добавить, что фонд в настоящее время готовит проект довольно большого издания из истории фотографии русского балета. Две фотографии современного танца взяты из коллекции Ричарда и Мэри Шиенов в Лондоне.
Ты говорил, что с каждой фотографией в твоем альбоме связана какая-нибудь история…
-Возьмем, к примеру, фотографию Алана Бергмана «Тайная вечеря за 1/100 секунды». Сам Алан был танцовщиком у Баланчина, но в 1970е получил травму, оставил балет и стал фотографом. Однажды он совершенно случайно в ожидании спектакля сделал из ложи всего один кадр балетного спектакля. Но кадр этот включил все. Кажется, нажми Бергман спусковую кнопку на секунду раньше – и фотография не несла бы такой смысловой нагрузки, на секунду позже – и действие уже завершилось бы. История создания этой фотографии сама по себе уникальна, но еще более интересно то, что фотограф о ней совершенно забыл. И только когда мы рылись в его архиве, отбирая фотографии к его ретроспективной выставке в Линкольнцентре в НьюЙорке, мое внимание вдруг привлек 35 мм
негатив. Начали смотреть в лупу, и меня буквально пронзил электрический ток – то ли от негатива, то ли от найденного шедевра. На таком крошечном негативе 12 человек – это просто точки! Но мы рассмотрели какоето движение, свет. На следующий день заказали контрольный принт, и когда мы увидели результат… эта фотография стала одной из самых любимых.
А вот фотография парижского мастера Лорана Филиппа «Infante, c’est destroy» канадского хореографа Эдуарда Лока. Здесь танцовщицатранссексуал Луиз Лекавалье запечатлена в придуманном ею уникальном внезапном горизонтальном прыжке. Когда она летит, захватывает дух, потому что не знаешь, что будет дальше. И вдруг в последнюю минуту, когда уже становится понастоящему страшно, она группируется или ее ктото неожиданно подхватывает. В этой фотографии поймана именно та же сотая доля секунды, кульминация, и другого мгновения быть не может. Луиз Лекавалье очень часто фотографировали, выбрать одну ее фотографию было очень сложно – один только знаменитый фрагмент был представлен пятью разными фотографами. Еще несколько уникальных фотографий Валентина Самарина из Парижа. Каждая существует в единственном экземпляре. Чтобы создать такую фотографию, мастер соединяет несколько негативов, оставляет в проявке на деньдва. В ходе процесса появляются оттенки химикатов, искажаются цвета, изображение – процесс, напоминающий брожение вина. Эти фотографии с авторской подписью Самарина являются уникальными, как, впрочем, и их автор, утверждающий, что открыл жизнь химикатов, нашел новое измерение в фотографии.
Представлен ли в твоем альбоме один из самых знаменитых танцоров столетия Михаил Барышников?
-Да, есть фотографии раннего периода, когда он только начинал свою карьеру в Мариинском театре в 1973 году. Эти фотографии из фонда Музея фотографии танца. Все в Питере тогда считали, что появился второй Вацлав Нижинский. Барышников на этой фотографии играет Адама – до того, как тот научился ходить. Другой снимок – сумасшедшее сальто, которое с такой страстью и силой мог сделать только Барышников.
А есть фотографии неизвестных авторов?
-Да, несмотря на комплексные исследования, которые проводились, авторство некоторых работ так и не удалось установить. К примеру, фотография Икара в композиции «Альбатрос» – безымянного мастера, а ведь это, на мой взгляд, одна из лучших фотографий танца в мире. Самая ранняя фотография в моей коллекции – «Танцовщица с картами Таро», датируемая 1860 годом. «Анна Павлова, позирующая скульптору Борису ФродмануКлузелю» 1911 года – также авторы неизвестны.
Расскажи, пожалуйста, о постановочных фотографиях, вошедших в альбом.
-Это в основном фотографии, посвященные nondance и live art. По сути, жизнь таких «постановок» длится всего несколько минут. Можно назвать постановки или «акции» Стюарта Бризли «Moment of Decision/Indecision» или Паскаля Жели «Crescita XIII» Ромео Кастеллуччи, во время которых делаются фотографии, да и зрителей присутствует совсем немного – 2030 человек. За исключением, пожалуй, фотографии акции Франко Б. «I miss you» – на этот номер в Турбинный зал Тейт Модерн было приглашено около 300 зрителей. Среди зрителей можно увидеть, например, Марию Абрамович, Олега Кулика. Все эти фотографии из глав VIII и IX, которые показывают, насколько границы таких искусств, как танец, живое искусство, перформанс и инсталляция, стали размытыми или вообще исчезают. Фотографии Клинтона Фейна из серии «Абу Грейб», которую некоторые критики современного искусства ставят в один исторический ряд с серией «Ужасы войны» Франциско Гойи и «Герникой» Пабло Пикассо. Для Клинтона Фейна это был протест против нового фашизма и против ущемления прав человека в современном «прозрачном» мире.
Почему?
-На мой взгляд, живое искусство вышло из танца, а танец, в свою очередь, у некоторых хореографов превращается в живое искусство. Одним из красноречивых проявлений такого перекрестного влияния является фестиваль современного танца «Антиподы» в Бресте, во Франции. Художественный директор Жак Бланк проводит параллельно с фестивалем симпозиумы по современной философии. Бланк считает, что, проанализировав сегодня самые авангардные постановки лаборатории современного танца, можно понять, что произойдет с нашим обществом и цивилизацией через 20 лет.