Армянский композитор и пианист, профессор Ереванской консерватории, Народный артист СССР (1970).
В 1934—1941 годах обучался в Консерватории имени Комитаса (Ереван) по классам композиции у Саркиса Бархударяна и В. Г. Тальяна, фортепиано — у О. А. Бабасян.
После войны совершенствовался в Московской консерватории у Литинского, Пейко и Цуккермана (1946—1948).
С 1954 по 1990 год — бессменный руководитель Армянской филармонии, с 1965 преподаёт в Ереванской консерватории, с 1977 — профессор класса композиции.
Арутюнян — член Союза композиторов СССР с 1939 года, Союза кинематографистов Армении с 1975 года.
Творческий стиль Арутюняна, развившийся в конце 1940-х годов, основан на богатом музыкальном наследии Армении и в то же время на принципах музыки классицизма и романтизма, что проявляется как в строгом соблюдении классической последовательности быстрых и медленных частей, так и в обращении к жанрам сюит и концертов. Важное значение в творчестве композитора имеют традиции народных армянских певцов — ашугов, музыка которых строится на разнообразных типах импровизационного развития. Сочинения Арутюняна наполнены экспрессией, чувственностью, ностальгией и иронией.
В творчестве композитора можно выделить несколько периодов: сочинения послевоенного периода и начала 1950-х годов характеризуются принципами тематического развития и сочетания масштабных структур, создающих большую эмоциональную интенсивность. Произведения этого периода — Праздничная увертюра, Симфония, Концертино для фортепиано с оркестром — приближаются по духу к работам Арама Хачатуряна. В 1960-е — 1970-е годы композитор отказывается от драматических элементов в пользу большей ясности изложения и ориентации на классические формы. Крупнейшее достижение Арутюняна в этот период — опера «Саят-Нова» (либретто А.С.Ханджяна), а также многочисленные произведения в неоклассическом стиле, среди которых — Концерт для валторны с оркестром, Вариации для трубы с оркестром и др. Наконец, начиная с 1980-х годов в сочинениях Арутюняна наблюдается стремление к синтезу различных стилей, как, например, в концертах для тромбона и тубы с оркестром (первые концертные сочинения для этих инструментов в истории армянской музыки), а также скрипичный концерт «Армения-88», считающийся одним из лучших произведений композитора. Посвящённый памяти жертв Спитакского землетрясения, концерт сочетает в себе стиль музыки барокко, классическую форму и утончённый лиризм романтической палитры звучаний. Среди его исполнителей Сергей Хачатрян.Ряд произведений Арутюняна для духовых инструментов (в частности, концерт для трубы, посвящённый Тимофею Докшицеру) входят в репертуар ведущих мировых исполнителей. На многих сценах мира звучат ярко концертные пьесы для двух фортепиано "Армянская рапсоди" и "Праздничная" (с ударными), написанные в соавторстве с А.А.Бабаджаняном.
Обладатель многочисленных премий и наград, среди которых:
Сталинская премия (1949),
звания Народного артиста Армянской ССР (1964), Народного артиста СССР (1970).