Агин выдвинулся как мастер карандашного и перового рисунка к литературным текстам, – рисунка, сближающего (в манере, характерной для романтизма в целом) иллюстрацию с карикатурой.
АГИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ (1817–1875), русский художник-график. Родился в Новоржевском уезде Псковской губернии. Будучи незаконнорожденным (сыном помещика А.П.Елагина), получил, согласно обычаю, усеченную фамилию отца. Перебравшись в 1834 в Петербург, в том же году поступил в Академию художеств, гд
е его наставником был К.П.Брюллов. Окончив Академию со скромным званием рисовального учителя (1839), жил в Петербурге.
Агин выдвинулся как мастер карандашного и перового рисунка к литературным текстам, – рисунка, сближающего (в манере, характерной для романтизма в целом) иллюстрацию с карикатурой.
Стиль его близок к «физиологическому очерку» в русской литературе того времени, тем паче, что такого рода очерки – гротескные летописи современного быта и нравов – он чаще всего и оформлял. В репродукционную гравюру на дереве эти композиции обычно переводил Е.Е.Бернардский. Среди графических циклов
Агина – рисунки к повести Е.П.Гребёнки Злой человек («Литературная газета», 1844), к очерку И.И.Панаева Петербургский фельетонист (сборник Физиология Петербурга, 1845), к поэме И.С.Тургенева Помещик (Петербургский сборник, часть 2, 1846).
Наиболее значительны его иллюстрации к Мертвым душам Н.В
.Гоголя (изданы в 1846–1847, полностью в 1892; подлинники хранятся в Русском музее в Петербурге и в Историческом музее в Москве). С одной стороны, эти сатирические сценки и знаменитые типажные портреты следуют одностороннему пониманию Гоголя как «обличителя нравов», с другой – заглядывают глубже, от
крывая трагизм человеческого бытия.
Сатира нередко сочеталась у художника с теплым юмором. Последний, в частности, характерен для созданных по его эскизам (конца 1840-х годов) рельефов, украшающих пьедестал памятника И.А.Крылову работы П.К.Клодта (в Летнем саду; открыт в 1855).
В поисках бол