Популярные личности

Александр Афиногенов

Cоветский драматург.
На фото Александр Афиногенов
Категория:
Дата рождения:
1904-04-04
Место рождения:
г.Скопин Рязанской губернии, Россия
Дата смерти:
1941-10-29
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Русский драматург, публицист, теоретик драмы.


Родился 22 марта (4 апреля) 1904 в г.Скопин Рязанской губернии в семье железнодорожного служащего, впоследствии ставшего писателем (псевдоним Н.Степной), и учительницы. С 1922 член ВКП(б). В 1924 окончил Московский институт журналистики, в 1927–1929 заведующий литературной частью 1-го Московского Ра

бочего театра Пролеткульта. В начале 1930-х годов Афиногенов – один из руководителей РАПП, с 1934 – член президиума правления Союза писателей СССР, редактор журнала «Театр и драматургия».

Как литератор начал со стихов и поэмы Город; первая пьеса Роберт Тим (1923) – об английских «луддитах», разр

ушителях машин, – сразу выявила тяготение Афиногенова к мелодраматической экзальтации, проявившееся и в его последующих пьесах По ту сторону щели (1926) по Дж.Лондону, На переломе (1927), Гляди в оба (1927) и Малиновое варенье (1928), заряженных злободневным пропагандистским пафосом (борьба со шпион

ажем, «обуржуазиванием» и т.п.).

Попытка дать образ «идеального» (и при этом, в духе времени, энтузиастически-страстного) человека, противостоящего массовым порокам и заблуждениям (бюрократическому засилью, антисемитизму), – в пьесе Афиногенова Чудак (1929). За ней последовало одно из вершинных

произведений Афиногенова – пьеса Страх (1931), где устами профессора Бородина, в русле еще только овладевающей европейскими умами философии экзистенциализма, говорится о неких вневременных и внесоциальных «определителях» человеческого бытия – страхе и голоде, а также о том, что «мы живем в эпоху вел

икого страха». Первый вариант пьесы был запрещен цензурой, во втором убраны упоминания о карательных органах, введен образ пламенной старой большевички Клары – оппонента Бородина, выступающей от имени «народа», носителя партийных идей. Своеобразным продолжением Страха явилась пьеса Ложь, тонко отраз

ившая атмосферу постоянной «маскировки» людей 1930-х годов, когда приходилось скрывать происхождение, родственные связи, взгляды.

В русле давней европейской культурной традиции лежит концепция пьесы Далекое (1933), где физическая смерть трактуется как неизбежное условие духовного обновления. Паф

осом интернациональной солидарности с борцами-антифашистами проникнута пьеса Салют, Испания! (1936). Драма Мать своих детей (1939) посвящена внутрисемейному конфликту поколений. Одна из самых любимых публикой пьес Афиногенова – Машенька (1940), согретая теплом доверия к чистому детскому сердцу, спос

обному растопить лед чиновных душ, трогательно-сентиментальная, вносящая, по точному наблюдению критиков (И.Л.Вишневская и др.), «диккенсовскую» струю в отечественную драматургию. Пьеса Афиногенова Накануне (1941), написанная уже в дни войны, выражала уверенность в неизбежной победе – следуя не толь

ко официальной пропаганде и искреннему настрою тогдашнего общества, но и собственному глубинному оптимизму драматурга, неизменно разрешающему в гуманном ключе острые конфликты. Яркая театральность афиногеновских пьес, динамизм, злободневность, запоминающаяся «типажность» обеспечили им долговременную

сценическую жизнь.

Афиногенов выступал также как теоретик драмы и театральный критик. Отвергая поначалу академическую театральную школу во имя «нового» искусства в духе Пролеткульта, он постепенно приходит к признанию и изучению традиции русской классической драматургии с ее обостренным психоло

гизмом и социальным критицизмом (прежде всего А.П.Чехова). С последним связано и утверждение Афиногенова, в полемике с Н.Погодиным и Вс.Вишневским, «комнатной драмы» – в противовес панорамной «драме с открытым небом» и множеством действующих лиц, что привело в итоге к резкой критике Афиногенова, его



Поделиться: