Гейне писал, что трещина мира проходит через сердце поэта. Об Альберто Моравиа, уже хорошо известном советским читателям, вполне можно сказать, что через его сердце пролегла трещина современного капиталистического мира.
Альберто Моравиа родился 28 ноября 1907 года в Риме. Получить
образование, традиционное для ребенка из обеспеченной семьи, ему не удалось. В девять лет он заболел костным туберкулезом и провел в больницах и санаториях все детские годы. Вернулся к активной жизни, когда ему бы
ло уже 17 лет. Это сыграло большую роль в его творческом становлении, т.к. культуру он приобрел путем самообразования. Он родился в семье римского архитектора. Он хорошо знал буржуазную среду. Она и стала предметом изображения в его творчестве.
После первых стихотворных опыт
ов и новелл на французском языке, Моравиа в 22 года опубликовал на собственные средства роман «Равнодушные». Роман выявляет специфические моменты самосознания буржуазного интеллигента XX века: некоммуникабельность, одиночество. Именно эта проблематика осталась в центре внимания Мора
виа как художника-моралиста.
На переднем плане у Моравиа феномен психологии человека, раскрывающийся уже в заглавии. Очевидно, что смысл по своей сути однозначен. Порой Моравиа объединяет их словом «ничто». Но это не имеет никакого сходства с нигилизмом.
Есть отчуждение, как антипод жизнеутверждения и нравственной стабильности.
Все, о чем писал Моравиа, прямо или косвенно соотносится с литературой, искусством, так как эта сфера бытия может служить моделью многих человеческих отношений.
Все романы, рассказы
, новеллы, где Моравиа пытается философски осмыслить проблему творческой личности, по существу, об одном и том же – художник стремится проникнуть в реальный мир, понять его и создать подлинное произведение искусства. Но всякий раз такие намерения терпят фиаско.
Проблема от
чуждения для итальянского романа – не привнесенная из вне модная тема. Этот социально-психологический мотив зазвучал в 20-е годы в особой тональности.
Роман «Равнодушные» - первая веха на творческом пути Моравиа. Это роман-реалия того времени, разоблачающий общественные пороки. Р
оман показывает духовную пустоту молодого поколения привилегированных классов 20- х годов. Действие происходит в то время, когда Муссолини утверждал, что идеи фашизма вдохнут в молодежь моральные доблести древних римлян.
Ненависть Моравиа к этому мирку, к этому психологическому типу
, к эгоизму не только не ослабела, но с годами приобрела бичующую силу сатиры. Писатель ничего не прощает равнодушным. Фашизм на всю жизнь оставил в душе писателя горький осадок, дал повод для нравственных раздумий. И с каждым годом эта антифашистская тональность
звучала все явственнее, хотя
Моравиа признавался, что у него и в мыслях не было разоблачать социальную систему фашизма.
На последующие романы и повести влияет творчество Пруста, Кафки. Переплетение модернистских и реалистических тенденций в творчестве Моравиа на протяжении 30-х годов.
К середине 30-х годов в
творчестве Моравиа усиливается пессимизм, неверие в возможности человека. В этот период появляется цикл философско- сатирических рассказов, позже вошедших в сборник «Эпидемия». Здесь проявляются элементы социальной сатиры. Автор прибегает к аллегории, чтобы осудить фашистскую
идеологию. В рассказе «Эпидемия» символом фашизма является странная болезнь, которая выражается в отвратительном запахе, исходящим из головы заболевшего. И это зловоние для заболевшего превращается в приятный аромат. Спустя 100 лет после начала эпидемии, вся
нация лишил
ась органов обоняния. И никакого спасения от фашистского зловония автор не видит. Из-за своих «антифашистских памфлетов» Моравиа преимущественно жил во Франции, опасаясь репрессий.
Фанатизм Моравиа нашел в 30-е годы опору в теории Фрейда, которую он абсолютизировал как философ
ию существования человека, а его сексуальное начало – определяющее в личном и общественном поведении.
В 1940 году он написал сатирический роман «Маскарад», в котором ясно видна сатира на антифашистскую диктатуру и где в форме гротеска изобразил Муссолини, после чего его возврат в ст
рану стал невозможен.
С особой резкостью поставлены этические проблемы в послевоенном творчестве Моравиа. Антифашистский пафос зрелых произведений определил новые качества его творчества – усиление политических тенденций, демократичность, появление оптимизма. Неореал
изм привнес в его произведение новые темы. Вместе с тем усиливается философичность повествования. В творческом процессе Моравиа не раз видоизменял технику стиля, романной структуры. Его идеал – «ясновидящая отстраненность». Писатель под микроскопом разглядывает некоторые аспекты совре
менной ему реальности,
создает типаж и настроение. Его лексика довольно проста, даже скудна, основной упор идет на синтаксис. Такой стиль почти сводит на нет лирические элементы.
Автор не ставит задачу иллюстрировать общественные события, но есть психологическое со стояние обществ
а. Иногда Моравиа сознательно обостряет это состояние, прибегая к пародии и маске. Моравиа всегда привлекали маски. Он не воспроизводит реальность, а устраивает маскарады, иногда кажущиеся более достоверными, чем сама реальность.
В романах наблюдается тенденция драматизировать действ
ие. Трагедия, по его убеждению, искусство синтетическое, а он добивается синтеза в романе.
Главным в литературе Моравиа всегда был человек, хотя, изображая реальную личность, нередко прибегал к абстракции, даже абсурду. Несмотря на жизненные обстоятельства, человек по природе своей гум