Немецкий оперный тенор, чья карьера неразрывно была связана с операми Рихарда Вагнера (Richard Wagner). Он принимал участие в ряде крупных премьер во Франции (France), Германии (Germany), Англии (England) и Соединенных Штатах (United States) и пел Зигмунда (Siegmund) в первой полной постановке цикла 'Кольцо нибелунга' (Der Ring des Nibelungen) на Байройтском фестивале (Bayreuth Festival) в 1876 году.
Альберт Ниман родился 15 января 1831 года в городке Эркслебен (Erxleben), близ Магдебурга (Magdeburg), и в раннем детстве потерял отца, державшего гостиницу. Его воспитывала мать, женщина с железным характером, которая дожила до 90 лет. В юности Ниман попал в ученики к изготовителю двигателей, но сбежал от него в Дрезден (Dresden), чтобы самому решать, какой будет его жизнь. Он рос большим любителем охоты и много читал, особенно по истории, философии и научным дисциплинам. Однако вырос Ниман не особенно общительным человеком, совершено не обладал тактом и часто вел себя грубо и даже по-хамски. Он был человеком крупного телосложения и обладал голосом большой силы.
В 1859 году он женился на драматической актрисе Мари Зеебах (Marie Seebach), с большим успехом выступавшей в различных немецких театрах и при ганноверском дворе. В 1866 году Мари последовала за мужем в Берлин (Berlin), однако два года спустя они расстались. Говорили, что причина развода крылась в том, что Ниман в припадке гнева выбросил жену из окна второго этажа. В 1871 году он женился на актрисе Хедвиг Раабе (Hedwig Raabe).
Ниман дебютировал в Дессау (Dessau) в 1849 году, пел в хоре и выступал в небольших ролях. Он учился у Фрица Шнайдера (Fritz Schneider), директора герцогской придворной капеллы, у Альберта Нуша (Albert Nusch) и Гилберта Дюпре (Gilbert Duprez) в Париже (Paris). До 1866 года он выступал в театрах Штутгарта (Stuttgart), Кенигсберга (Königsberg), Штетина (Stettin) и Ганновера (Hanover). В Ганновере он с 1854 года пел в 'Тангейзере' (Tannhäuser), с 1855 - в 'Лоэнгрине' (Lohengrin) и с 1859 - в 'Риенци' (Rienzi).
Летом 1858 года Ниман посетил Вагнера по приглашению композитора – Вагнер видел в нем первого исполнителя роли Зигфрида. Кроме того, Вагнер планировал занять Нимана в оперной труппе, которая выступила бы в Париже в 1860 году. Ниман должен был петь Тангейзера, Йозеф Тихачек (Josef Tichatschek) – Лоэнгрина, и оба они - Тристана (Tristan), чередуясь, чтобы голоса могли отдохнуть, а теноры могли подменить друг друга при необходимости. Однако проект провалился, поскольку предполагаемую исполнительницу роли Изольды (Isolde), Женни Бюрде-Ней (Jenny Bürde-Ney), не освободили от контракта в Лейпциге (Leipzig). Тем не менее, было решено ставить в Париже 'Тангейзера', и Ниман получил контракт на девять месяцев, приступив к репетициям в сентябре 1860 года.
Увы, тенор вел себя как избалованный ребенок, несмотря на то, что Вагнер относился к нему с величайшим терпением. Свидетели их общения писали о плачевной слабости Нимана, его капризах, обмороках и истериках. Ниман отказывался следовать художественным указаниям Вагнера и, в конце концов, вернулся в Ганновер, чтобы спеть Рауля (Raoul) в 'Гугенотах' (Les Huguenots).
Несмотря на печальный опыт работы с Вагнером, в 1864 Ниман как приглашенный артист пел Тангейзера и Лоэнгрина в Мюнхене (Munich), по приглашению Людвига II (Ludwig II). Людвиг приглашал Нимана в Мюнхен и в 1866, но им помешала война. Его приглашали еще раз, но Ниман отказался.
В 1866 Ниман присоединился к Берлинской опере (Berlin Opera) и оставался артистом этого театра до 1888 года. В апреле 1870 года он пел Вальтера (Walther) на берлинской премьере 'Нюрнбергских мейстерзингеров' (Die Meistersinger von Nürnberg).
После смерти Людвига Шнорра (Ludwig Schnorr) в 1865 и отставки Тихачека, который был старше Нимана почти на четверть века, Альберт Ниман приобрел репутацию ведущего немецкого тенора.
К 1874 году Вагнер наметил Нимана на роль Зигмунда в полной постановке цикла 'Кольцо Нибелунга' на Байройтском фестивале. С одной стороны, Ниман согласился участвовать в репетициях бесплатно, но с другой, артист источал яд и возмущение, поскольку Вагнер обсуждал с ним вопросы подбора артистов, и Ниман знал, что композитору хотелось бы взять на роль Зигфрида (Siegfried) более молодого человека. В 1875 он приезжал в Байройт на репетиции, а когда уехал, Вагнер получил возможность пригласить на роль Зигфрида Георга Унгера (Georg Unger). В итоге, премьера полного цикла в Байройте состоялась в августе 1876. Ниман пел Зигмунда, Жозефина Шефски (Josephine Schefsky) – Зиглинду (Sieglinde), Амали Матерна (Amalie Materna) – Брунгильду (Brünnhilde). И хотя время лишило Нимана самых высоких нот, современники писали, что ни один другой артист в роли Зигмунда не мог сравниться с Ниманом. Он был превосходен.
В последние годы карьеры Ниман совершил несколько гастрольных туров и выступил, в том числе, в лондонском Театре Ее Величества (Her Majesty's Theatre) и нью-йоркском Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera). Он скончался 13 января 1917 года, за два дня до своего 86-го дня рождения.