В 2014 году британскому режиссеру Алану Паркеру исполнилось 70 лет, из которых почти 40 он занят в сфере кинопроизводства. Однако если обратиться к его фильмографии, то можно увидеть совсем небольшой список проектов. Паркер снимает фильмы достаточно редко, но большая часть из них уже стали классикой. Действительно, сложно найти режиссера, который имеет в своем арсенале такое количество шедевров.
Алан Паркер появился на свет в Лондоне 14 февраля 1944 года. Его детство было ничем не примечательным, после окончания школы и колледжа Алан устроился работать в рекламное бюро, где и увлекся кинематографом. Поработав несколько лет в фирме, он перешел на телевидение, где продолжил снимать рекламные ролики.
Стиль будущего режиссера формировался под влиянием рекламных практик, а также мастеров экзистенциального кино, например, Андрея Тарковского. К слову, Паркер считает Тарковского своим кумиром и говорит, что он оказал на него наибольшее влияние. Если в общем говорить о творчестве режиссера, то оно довольно разнообразно. Алан из тех кинематографистов, кто снимает в различных жанрах: от мюзиклов до глубоких философских картин.
После рекламы Паркер перешел к
съемкам короткометражных картин, а в 1976 году поставил полнометражный фильм 'Багси Мэлоун'. Эта пародия на гангстерские картины 30-х годов пришлась по вкусу и критикам, и публике. Примечательно, что все роли в фильме были исполнены детьми и подростками. Благодаря зажигательной музыке и тонкой иронии эта кинолента стала настоящим хитом и получила приз Британской академии за лучший сценарий.
Такой удачный дебют невероятно воодушевил Паркера. Он был готов работать с любым материалом, какой ему предложат. В это же время он познакомился с начинающим сценаристом и режиссером Оливером Стоуном, у которого была идея экранизировать мемуары тюремного заключенного Уильяма Хэйса. Алан был не против, и Стоун сел за написание сценария. Результатом их сотрудничества стала картина 'Полуноч
ый экспресс' (1978), получившая со временем культовый статус.
'Полуночный экспресс' принес начинающим режиссерам большую известность в США. Фильм удостоился 'Золотого глобуса' и двух 'Оскаров' за лучший сценарий и лучшую музыку. Уже никто не сомневался в невероятном таланте Паркера, способном снимать сложные драматические истории.
80-е годы стали пиком творчества режиссера, который создал свои лучшие работы. Одной из таких была сюрреалистическая музыкальная картина 'Стена' (1982), основанная на одноименном альбоме рок-группы 'Pink Floyd'. Уникальность этого фильма состоит в том, что он впервые показал, насколько мощная и дерзкая рок-музыка 80-х контрастирует с веселым и беззаботным рок-н-роллом 60-х. Благодаря анимации и сюрреалистическ
им образам протест, заложенный в музыке 'Pink Floyd', приобрел картинку настолько сильную, что она способна повергнуть зрителя в состояние шока или депрессии.
'Стена' считается лучшим образцом жанра, хотя в свое время она была воспринята критиками как слишком длинный музыкальный клип. Однако для настоящих поклонников рок-музыки этот фильм является уникальной, полной эстетически богатых и совершенных визуальных символов, иллюстрацией музыкального альбома.
От рок-оперы Алан Паркер перешел к не менее глубокой и сложной работе – антивоенной притче 'Птаха' (1984). Фильм рассказывает о ветеране вьетнамской войны, который в результате посттравматического шока вообразил себя птицей. Трагичная, построенная на антитезах и полная метафорической стилистики, картина получила неоднозначн
е оценки и вызвала бурю эмоций. Жюри Каннского фестиваля присудило фильму 'Золотую пальмовую ветвь'.
Триумф на Каннском фестивале сделал Алана Паркера одним из ведущих режиссеров Великобритании. В 1987 году Алан представил на суд зрителей свой новый фильм 'Сердце ангела', который он посвятил Андрею Тарковскому. Картина, поставленная в США с американскими актерами Робертом Де Ниро и Микки Рурком, наделала много шума и была принята неоднозначно. Такая же участь постигла и его следующую работу 'Миссисипи в огне' (1988).
По словам Паркера, это объясняется тем, что американская публика не привыкла к европейскому кино, потому что оно представляет из себя зеркало жизни со всеми негативными составляющими. Они любят голливудское кино, которое является ничем иным, как побегом от реал
ьности. Оно рассказывает людям о мире фантазий и укрепляет миф об Американской мечте.
Несмотря на то, что большинство работ режиссера так и остались неизвестными широкой публике, Паркер никогда не шел на поводу у общественного мнения. Он всегда снимал киноистории, которые были интересны лично ему.
В 90-х годах фильмы режиссера стали редкостью. Он поставил всего несколько кинокартин, самой известной из которых стала биографическая драма 'Эвита' (1996). Фильм, рассказывающий биографию Эвы Дуарте, жены президента Аргентины Хуана Перона, стал знаменательным по нескольким причинам. Во-первых, он один из немногих в карьере Паркера, который полностью окупился в прокате и принес прибыль. А во-вторых, в нем свою лучшую в карьере роль сыграла Мадонна, за что бы
а удостоена 'Золотого глобуса'. Помимо этого, популярная певица стала еще и рекордсменкой по количеству костюмов, использованных в одной кинокартине. Мадонна поменяла 85 костюмов, побив рекорд Элизабет Тейлор в фильме 'Клеопатра'.
В 2003 году вышла последняя работа Паркера 'Жизнь Дэвида Гейла' с Кейт Уинслет и Кевином Спейси в главных ролях. Фильм попал в конкурсную программу Берлинале и был номинирован на 'Золотого медведя'.
Вот уже 10 лет Алан Паркер ничего не снимает. Он занимается развитием и продвижением киноискусства и председательствует в Британской режиссерской гильдии. Также он является основателем государственного Комитета по делам кино. Несмотря на пожилой возраст режиссера, его поклонники верят, что он не все еще сказал и обязательно поставит хотя бы один шедевр