Русский, украинский поэт, сатирик, драматург.
Нахимов, Аким Николаевич (8 (19) сентября 1782, под Харьковом — 18 (30) июля 1814 (так в предисловии к его сборнику 1815 г.; Г. Н. Геннади же указывает 17 (29) июня 1815), Шейчино (ныне село Ивано-Шейчино Богодуховского района Харьковской области)) — русский украинский поэт, сатирик, драматург.
«Дворянинъ Слободско-Украинской Губернїи и Кандидатъ ИМПЕРАТОРСКАГО Харьковскаго Университета» А. Н. Нахимов был сыном небогатого помещика. Его предки прибыли на Слобожанщину в середине XVIII века. Двое из них уже в 1767 г. числились в списке дворян Ахтырской провинции как владельцы крепостных: комиссар Николай Нахимов имел 30 душ, а его брат «сотник и директор» Семен Нахимов — 25. В 1785 г. в совместном владении братьев пребывало сельцо Поповка (недалеко от нынешнего села Мерла), где проживало 20 душ. Вероятно, тут и родился в семье поручика Николая Нахимова сын Аким. Вскоре в руки его отца перешли все владения родственников на Богодуховщине. В начале XIX века у него уже более 3500 десятин земли. В селе Шейчине, население которого за два десятилетия выросло почти в 13 раз, было уже более 150 человек, «кои зажитком средственны». Тут был построен деревянный господский дом, винокуренный завод, на котором производилось 2000 ведер горилки в год, водяная мельница и просорушка. Среди вольной природы и прошли детские годы мальчика. Потом он воспитывался в Благородном Московского университета пансионе. Еще в отроческом возрасте были отмечены его отличные дарования и успехи, особенно в словесности; уже тогда были напечатаны некоторые его переводы. Некоторое время он пребывал на службе, но скоро вышел в отставку. В 24 года поступил в Харьковский университет (по словесному факультету), чем многих удивил. С возрастом и познанием света усиливался у него порыв к занятиям словесностью даже до страсти; пребывание же в университете составило тот период, когда он написал большинство своих произведений. В 1808 г. он закончил университет и получил звание кандидата, написав по этому поводу стихотворение, исполненное неподдельного юмора:
…Петлицъ сїянїемъ сребристымъ озаренъ,
Стою на степени высокой Кандидата!
И слава осѣнивъ меня своимъ крыломъ,
С улыбкой кажетъ всѣмъ печатный мой Дипломъ!..
Кажется, природа влила в душу его особенное чувство отвращения ко всему несправедливому и смешному; то и другое всегда поражало его впечатлениями своими до исступления. Поэт мгновенно откликался на злободневные темы:
Франту причесанному à la coq.
Съ забавнымъ встрѣтился сего дни я дѣтиной.
За диво можно бы показывать его:
Пѣтушїй гребень у него
На головѣ ослиной.
Когда вышел указ про экзамены при университетах на гражданские чины, он написал свою знаменитую сатиру «Элегия», прославившую имя автора не только в Харькове, но и далеко за его пределами. Ее переписывали, читали, учили наизусть все знавшие толк в остром слове. Пародируя стиль высокой лирики, поэт начинает так:
Восплачь Канцеляристъ, Повытчикъ, Секретарь,
надсмотрщикъ возрыдай и вся приказна тварь!
Ланиты въ горести чернилами натрите
И въ перси перьями другъ друга поразите.
О сколь вы за грѣхи наказаны судьбой!
Зрятъ тучу страшную палаты надъ собой,
Которой молнїя грозитъ намъ просвѣщеньемъ…
Когда при Харьковском университете были открыты курсы для чиновников, Акима Николаевича пригласили читать на них курс словесности (русский язык и грамматику). Для проведения занятий он специально подбирал такой материал, который бы заставлял его чиновных учеников, привыкших глумиться над простолюдином и вымогать взятки, задуматься над своим положением, пробуждал уснувшую совесть. Так, его подопечным приходилось записывать на доске его стихотворение «Похвала гусиному перу», заканчивающееся словами: «Подьячїе главу предъ гусемъ преклоните!». Или велел спрягать глаголы «брать» и «драть», что сразу же вызывало соответствующие ассоциации.
В 1811 году А. Н. Нахимов закончил читать лекции и безвыездно поселился в своем имении в селе Шейчине. Он был, как нынче говорят, неординарным человеком. Знал четыре иностранных языка: латынь, немецкий, французский и английский, причем на трех последних свободно разговаривал. Кабинет его был завален книгами. Когда приходило вдохновение, приказывал закрывать окна (даже днем), зажигал свечи и писал, писал…
Услышь меня о Боже съ высоты!
Мольбу единую къ тебѣ я возсылаю:
Подай, Всещедрый, мнѣ не то, чего желаю;
Но то, что самъ подать восхощешь Ты!
Натура экспансивная, впечатлительная, он чувства свои выражал часто в резкой форме. Про несправедливости говорил горячо, с негодованием, резко обличал мздоимство чиновников. Остро высмеивал французов-гувернеров и их питомцев вместе с родителями последних:
…Въ Французѣ дивномъ семъ приходитъ къ вамъ Сократъ;
Какое щастїе для васъ и вашихъ чадъ!..
<…>
…Французамъ помогать обязанъ Русскїй всякъ,
Кто мыслитъ иначе, тотъ варваръ и дуракъ…
Это было реакцией на подъем патриотизма в ходе войны с Наполеоном.
Доставалось от сатирика и «ученым мужам». Глубоко ценя просвещение, Харьковский университет, который он окончил, и его лучших профессоров, он одновременно зло высмеивал тех «просветителей», что блистали не умом, а мундирами:
Чтобъ мрачную страну наукой озарить,
Ученыхъ множество въ Украину валитъ.
Сїяютъ здѣсь они, какъ въ темнотѣ зарницы,
Но что блѣститъ у нихъ? Мундирныя петлицы!
В другом стихотворении рисует идеальную картиную отножений между людьми в ученом мире, которую видел… во сне:
…Я видѣлъ дивное сословїе ученыхъ,
Которы въ подвигахъ, ихъ званїю достойныхъ,
Хранили здравый смыслъ, честь, нравы и покой;
Отъ зависти они не грызлись межъ собой.
Я видѣлъ торжество наукъ, достоинствъ, чести,
Позоръ невѣжества, изгнанье подлой лести,
Въ сѣмействахъ тишину и щастїе вездѣ;
Я видѣлъ всё сїе и видѣлъ всё… во снѣ!
У поэта, безусловно, был талант сатирика. Современники сравнивали его с Кантемиром, Сумароковым, Фонвизиным. Жаль, что тогдашняя литературная критика не обратила внимания на его произведения. Печатался он мало, только в периодических изданиях. Умер 33 лет, так и не дождавшись выхода в свет первого (и единственного) сборника своих сочинений; друзья поэта издали его посмертно в 1815 г. в харьковской университетской типографии. Книга была очень популярна и переиздавалась всё с новыми дополнениями:
1816, Харьков, изд. Борзенкова;
1822, М., тип. С. Селивановского;
1841, М., изд. А. Глазунова;
1841, М., изд. Исаева, тип. Н. Степанова;
1842, М., тип. В. Кириллова;
1849, Спб., изд. А. Смирдина;
1852, М., тип. Т. Т. Волкова.