Шведский бизнесмен и дизайнер, основатель компании 'Fjällräven', ставшей мировым лидером по производству походной одежды и экипировки. Аке также стал дизайнером рюкзака 'Fjällräven Kånken', который с момента создания в начале 1970-х стал самым популярным рюкзаком в мире с более чем 3 миллионами проданных экземпляров на сегодняшний день.
До сих пор совершенно неясно, почему шведский рюкзак 'Fjällräven Kånken' приобрел такую популярность. На первый взгляд, в нем нет ничего особенного: одно большое отделение, два по бокам — для карандашей или бутылки, и меленький карман спереди — в общем, всё точно так же, как и у миллионов других рюкзаков, но один лишь 'Kånken' получил мировую популярность и лишь его название стало узнаваемым едва ли не во всех странах мира.
Секрет такого успеха, как был уверен Аке, кроется в уникальной конструкции лямок, которая равномерно распределяет вес рюкзака, делая его, тем самым, подходящим как для школьников и студентов, так и для заядлых походников и даже альпинистов. Несмотря на сравнительно высокую цену — порядка 60 евро — срок службы 'Kånken' в несколько раз превышает среднюю 'жизнь' других рюкзаков. Например, в Интернет-магазинах до сих пор можно встретить рюкзаки, выпущенные в 1970-е и 1980-е, которые, может, выглядят уже не особенно презентабельно, но продолжают выполнять свою главную функцию. На сегодняшний день рюкзак выходит в нескольких размерах — 'Mini', 'Classic', 'Maxi' и 'Large', — однако классический размер продолжает пользоваться наибольшим спросом, и ежегодные его продажи превышают отметку в 150 тысяч экземпляров.
Аке Нордин родился в 1936-м году в Швеции (Sweden). Известно, что с детства он вмес
те с семьей и друзьями ходил в походы. Как раз во время одного из походов в горы провинции Вестерботтен (Västerbotten) 14-летний Нордин был настолько разочарован своим рюкзаком, что по возвращении сел за книги, намереваясь создать 'идеальный рюкзак'. После нескольких экспериментов Аке понял, что для наиболее комфортного ношения основная масса должна приходиться на верх рюкзака и наиболее близко к спине. Несмотря на то, что сейчас такое распределение груза является популярным среди производителей рюкзаков, в 1950-х большая часть заплечных сумок брала упор в поясницу или нижние части спины, что во многом затрудняло прогулки с рюкзаком, а также способствовало развитию болей в спине после продолжительного ношения.
Свой первый рюкзак — который отчасти стал прототипом модели 'Kånken' — Аке сшил самостоятельно на швейной машинке своей матери, использовав кожаные ремни и плотную ткань. Во время походов к рюкзаку добавлялась деревянная рамка, которая равномерно распределяла вес по спине. Впоследствии эта система была использована производителями рюкзаков по всему миру, сделав рюкзаки с деревянной или алюминиевой рамой классикой горных походов и загородных прогулок.
Кстати, именно Нордин впервые задумался о вентиляции спины, которая, как известно, потеет при ношении рюкзака, но интересно еще и то, что с тех самых пор, несмотря н
а развитие технологии и материалов, проблема не была решена.
В 1960-м году, когда Аке уже отслужил в армии, он основал компанию 'Fjällräven', что в переводе со шведского значит 'полярная лисица'; на сохранение этого вида животных компания ежегодно продолжает выделять средства, а иногда представляет ограниченные линейки продуктов, все деньги с продажи которых используются для помощи животным, оказавшимся на грани вымирания.
Несмотря на то, что 'главным' продуктом компании был большой походный рюкзак, наибольшим спросом пользовалась другая сумка — рюкзак 'Kånken', представленный в начале 1970-х. Благодаря своему высокому качеству, небольшому весу и стильному дизайну, который едва ли изменился за 40-летнюю историю, 'Kånken' стал поистине легендой в мире уличной и походной одежды. Покорив Европу, он вскоре начал пользоваться популярностью в Америке, где очень скоро стал не просто удобной сумкой, но дорогим аксессуаром. Начиная с 1970-х спрос на рюкзак 'Kånken' все рос, а к началу 21-го века ежегодные продажи впервые превысили отметку в 200 тысяч. На сегодняшний день 'Kånken' разошелся 3 миллионами штук по всему миру, став самым популярным рюкзаком в мире.
Аке Нордин умер 27 декабря 2013, но наследие его будет жить еще долгие годы, а компания, как показывает статистика, лишь продолжать развиваться.