14 февраля 1989 иранский лидер аятолла Рухолла Хомейни приговорил Рушди к смерти, издав фетву, в которой осудил роман Сатанинские стихи (1988) за кощунство и вероотступничество. Мусульманам по всему миру была обещана большая награда за приведение этого приговора в исполнение. С тех пор Рушди часто меняет место жительства, его все время охраняет полиция.
РУШДИ, АХМЕД САЛМАН (Rushdie, Ahmed Salman) (р. 1947), британский писатель. 14 февраля 1989 иранский лидер аятолла Рухолла Хомейни приговорил Рушди к смерти, издав фетву, в которой осудил роман Сатанинские стихи (1988) за кощунство и вероотступничество. Мусульманам по всему миру была обещана большая награда за приведение этого приговора в исполнение. С тех пор Рушди часто меняет место жительства, его все время охраняет полиция.
Родился Рушди 19 июня 1947 в Бомбее в зажиточной мусульманской семье, менее чем за два месяца до обретения Индией независимости от Великобритании. Получил англоязычное образование – сначала на родине, затем в Англии, в Рагби и Кембриджском университете. С 14 лет жил, учился и работал в Англии, время от времени наезжая в Индию и Пакистан (куда перебрались его родственники). Рушди принял британское подданство, и вместо урду (на котором говорили дома) первым его языком стал английский.
Первый роман Рушди, Гримус (Grimus, 1975), почти не был замечен. Второй роман, Полуночные дети (Midnight's Children, 1981), получил премию памяти Джеймса Тейта Блэка, литературную премию Союза говорящих на английском языке и Букеровскую премию. Следующий роман, небольшая книга Стыд (Shame, 1983), высмеивает политическую жизнь в Пакистане. Смена личины, когда персонаж выдает себя за другого, повторяется как сатирический прием в романе Сатанинские стихи (The Satanic Verses). Главная мишень его сатиры – британское обращение с этническими меньшинствами. В некоторых главах рассказывается о видениях актера Джибриля, грезящихся ему, когда он исполняет роль архангела Гавриила. Он присутствует при зарождении ислама и передает ответы Аллаха на вопрошания Мухаммада; эти ответы, накапливаясь, составят Коран. По Рушди, восприятие божественного послания подвержено искажениям ввиду человеческой ущербности (иначе говоря, мы слышим то, что хотели бы слышать), и такой ход мысли оскорбит любого фундаменталиста.
Среди иных произведений Рушди: Ухмылка ягуара: Путешествие в Никарагуа (The Jaguar Smile: A Nicaraguan Journey, 1980); книга для детей Гарун и море историй (Haroun and the Sea of Stories, 1990); Грезящиеся родные края: Статьи, эссе, критика (Imaginary Homelands: Essays and Criticism, 1991).