Он достиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находил удовлетворительные ответы, что приводило его в замешательство.
Полное имя имама Абу аль-Хасана аль-Ашари – Али, сын Исмаила, сына Исхака, сына Салима, сына Исмаила, сына Абдуллаха, сына Мусы, сына Абу Барды, сына Абу Мусы аль-Ашари. Он родился в 260 г.х. Его жизнь описали Абу аль-Касим Али б. аль-Хасан б. Хибатуллах б. Асакир ад-Димашки в книге "Табьин Кизб аль
-Муфтари фима Нусиба иля Аби аль-Хасан аль-Ашари" ("Изобличение лжи, приписываемой Абу аль-Хасану аль-Ашари"), аль-Хатыб аль-Багдади в книге "Тарих Багдад" ("История Багдада"), Ибн Халкан в книге "Вафаят аль-Айан" ("Кончины знатных лиц"), аз-Захаби в книге "Тарих аль-Ислам" ("История ислама"), Ибн К
асир в книге "аль-Бидая ва ан-Нихая" ("Начало и завершение"), ас-Сабаки в книге "Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра" ("Большая книга о поколениях шафиитов"), Ибн Фархун аль-Малики в книге "ад-Дибадж аль-Музаххаб фи Айан Ахль аль-Мазхаб" ("Позолоченная парча, или книга о знатных представителях маликитского
толка"), аль-Муртада аз-Зубейди в книге "Итхаф ас-Садат аль-Муттакин би Шарх Асрар Ихья Улум ад-Дин" ("Дар богобоязненных старейшин с комментариями к книге "Возрождение наук о вере") и т.д.
Приехав в Багдад, имам аль-Ашари начал изучать хадисы у Закарии б. Йахьи ас-Саджи, одного из знатоков хадисо
в и мусульманского права. Он обучался и у богословов Басры – Абу Халифы аль-Джумахи, Сахля б. Сарха, Мухаммада б. Йакуба аль-Макари, Абд ар-Рахмана б. Халафа. Многие предания, рассказанные от их имени, он передал в своем толковании Священного Корана "аль-Мухтазан" ("Припасы"). Религиозно-философские
взгляды он перенял от своего учителя, мужа своей матери Абу Али аль-Джуббаи, известного богослова мутазилитского толка.
Он достиг значительных высот и приобрел глубочайшие познания в области мутазилистской философии, после чего стал на занятиях задавать своему учителю вопросы, на которые не находи
л удовлетворительные ответы, что приводило его в замешательство.
Передают, что имам аль-Ашари рассказывал: «Однажды ночью я усомнился в одном из воззрений, которых я придерживался. Я встал и совершил намаз из двух ракатов, попросив Аллаха наставить меня на прямой путь. Затем я заснул, и мне приснил
ся посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Я пожаловался ему на то, что со мной происходит, и он сказал мне: "Следуй моей Сунне!" Это заставило меня задуматься. Я стал сопоставлять религиозно-философское учение с кораническими аятами и преданиями, и теперь я признаю то, что записано в Кора
не и Сунне, и отвергаю все остальное».
Абу Бакр Ахмад б. Али б. Сабит, больше известный как аль-Хатыб аль-Багдади (ум. 463 г.х.), писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари – философ, автор многих книг и трудов, в которых опровергаются воззрения еретиков, которые искажают имена и качества Аллаха, а также мута
зилитов, рафидитов, джахмитов, хариджитов и приверженцев других еретических толков... Мутазилиты горделиво поднимали голову до тех пор, пока Всевышний Аллах не помог имаму аль-Ашари одержать над ними верх».
Ибн Фархун в своей книге "ад-Дибадж аль-Музаххаб" ("Позолоченная парча, или книга о знатных
представителях маликитского толка") писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари заслужил похвалу Абу Мухаммада б. Абу Зейда аль-Киравани и других видных богословов».
Ибн аль-Имад аль-Ханбали в своей книге "Шазарат аз-Захаб" ("Крупинки золота, или книга о великих людях прошлого") писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари
прославил приверженцев пророческой Сунны и доставил много неприятностей старейшинам мутазилитов и джахмитов. Он разъяснил истину, которую исповедовали люди, обладавшие твердой верой и знаниями. И примером этого является беседа, которая состоялась между ним и его учителем аль-Джуббаи. В ходе этой бе
седы он сломал хребет всем еретикам и лицемерам. Абу аль-Хасан аль-Ашари спросил своего учителя Абу Али аль-Джуббаи о трех братьях: "Один из них был верующим, праведным и богобоязненным человеком. Второй был неверующим, распутным и несчастным человеком. А третий был ребенком. И вот, они умерли. Что
же произойдет с ними?" Аль-Джуббаи ответил: "Праведник попадет на одну из ступеней Рая. Неверующий окажется на одной из ступеней Ада. А что касается ребенка, то он окажется среди счастливых". Аль-Ашари спросил его: "Если этот ребенок пожелает оказаться на одной ступени с праведником, позволят ли ему
сделать это?" Аль-Джуббаи сказал: "Нет! Потому что ему будет сказано, что его брат заслужил высокое место в Раю благодаря своему усердному поклонению, которого не совершил сам ребенок". Аль-Ашари сказал: "А что будет, если он скажет, что совершил это упущение не по своей вине, а потому что ему не о
тпустили достаточного жизненного срока и не предоставили возможности поклоняться Аллаху?" Аль-Джуббаи ответил: "Великий и Могучий Аллах ответит ему, что Ему было известно, что если бы он прожил долгую жизнь, то совершал бы грехи и заслужил бы мучительное наказание, и что Аллах поступил так ради его
же блага". Тогда аль-Ашари спросил: "А что будет, если его старший брат спросит Господа миров, почему Он позаботился о его младшем брате, но не позаботился о нем самом, если Ему было ведомо?" Аль-Джуббаи не смог возразить ему. В таком виде эту беседу пересказал Ибн Халкан, и она свидетельствует о то
м, что Всевышний Аллах сам решает, кого осенить Своей милостью, а кого подвергнуть наказанию».
Тадж ад-Дин ас-Сабаки в книге "Табакат аш-Шафиийа аль-Кубра" ("Большая книга о представителях шафиитского толка") писал: «Абу аль-Хасан аль-Ашари является величайшим богословом среди приверженцев Сунны по
сле имама Ахмада б. Ханбаля. Он полностью разделял взгляды имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, и в этом нет ни малейшего сомнения. Аль-Ашари писал об этом в своих трудах и неоднократно повторял, что его религиозные убеждения совпадают с убеждениями славного имама Ахмада б. Ханбаля. Именно
это высказывание шейха Абу аль-Хасана неоднократно повторяется в его трудах».
Достоинства и заслуги Абу аль-Хасана аль-Ашари настолько многочисленны, что мы не в состоянии перечислить их полностью в такой спешке. Всякий, кто ознакомится с трудами, написанными им после отречения от мутазилитской ере
си, убедится в том, что Всевышний Аллах помог ему найти прямой путь и сделал его защитником истины.
Представители разных религиозных толков препираются относительно его приверженности к одному из них. Маликиты считают, что он придерживался взглядов маликитского толка. Шафииты считают, что он раздел
ял взгляды шафиитского толка. Ханифиты причисляют его к богословам ханифитского толка. Ибн Асакир сказал: «Я встретился с уважаемым богословом Рафи аль-Хаммалем, и он рассказал мне со слов своих учителей, что Абу аль-Хасан аль-Ашари был маликитом. Однако сегодня люди, которые следуют путем привержен