Большинство научных и публицистических трудов Бакиханова носило просветительский характер. Автор с позиции научных достижений своего времени разъяснял вопросы астрономии, географии, затрагивал социально-этические проблемы. В своих дидактических притчах он призывал к трудолюбию, честности, выступал с резкой критикой скудоумия недальнозорких правителей, карьеризма, жестокости и произвола, царящих в обществе.
Литературный псевдоним - Кудси.
Азербайджанский писатель и ученый.
Родился 21 июня 1794 года в селении Амираджаны близ Баку, в семье одного из бакинских ханов. Молодые годы провел в Кубе, в поместье своего отца. получил блестящее образование, знал восточные языки, главным образом персидский и
арабский, был знаком с произведениями великих иранских поэтов, изучал труды иранских ученых и философов. В 1819 году переехал в Тифлис, где поступил на службу переводчиком в канцелярию генерала Ермолова.
Тифлисский период жизни Бакиханова был плодотворным. Находясь на военной и дипломатической сл
ужбе, он близко познакомился с видными деятелями культуры, находящимися в то время на Кавказе, дружил с А. С. Грибоедовым, А. А. Бестужевым. В эти годы он в совершенстве овладел русским языком, изучил французский язык. Бакиханов участвовал в войнах России с Ираном и Турцией, принимал участие в русск
о-иранских мирных переговорах в Туркманчае (1828 год), получил чин полковника.
В Тифлисе Бакиханов имел возможность встречаться с грузинскими и армянскими писателями - Г. Орбелиани, А. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, X. Абовяном, с поэтом Я. П. Полонским и польским революционером Т. Ладо-Заблоцким, ж
ившим на Кавказе. В 1833 году он путешествавал по России, посетил Москву и Петербург, побывал в Латвии, Литве и Польше. Более шести месяцев прожил Бакиханов в Варшаве. Там он познакомился с сестрой А. С. Пушкина - Ольгой Сергеевной Павлищевой. По ее просьбе Бакиханов привез в Петербург письмо семье
Пушкиных и здесь в мае 1834 г. встретился с великим русским поэтом.
После возвращения из Варшавы Бакиханов некоторое время жил в своем родном городе Кубе, где организовал литературный меджлис под названием "Гюлистан" ("Цветник"). Вокруг него сгруппировались поэты и любители поэзии. В Кубе он заве
ршил ряд своих литературных произведений, в том числе "Китаби-Аскерийе", где проза перемежается с лирическими стихотворными фрагментами. Его перу также принадлежат такие научные и публицистические произведения, как "Тахзиб уль-ахлаг" ("Улучшение нравов"), "Асрар уль-мелекут" ("Тайны небес"), "Кануни
Кудси", "Гюлистан Ирем", "Китаби-Аскерийе", ряд дидактических рассказов в стихах и др.
Крупное научное исследование "Гюлистан Ирем", посвященное истории Азербайджана и Дагестана, в свое время было высоко оценено русскими и зарубежными учеными.
Большинство научных и публицистических трудов Бак
иханова носило просветительский характер. Автор с позиции научных достижений своего времени разъяснял вопросы астрономии, географии, затрагивал социально-этические проблемы. В своих дидактических притчах он призывал к трудолюбию, честности, выступал с резкой критикой скудоумия недальнозорких правите
лей, карьеризма, жестокости и произвола, царящих в обществе.
Бакиханов был первым азербайджанским просветителем нового типа. Его просветительская миссия не только формировалась под влиянием традиционных культурных ценностей мусульманского Востока, но и питалась европейским и русским просветительс