Иранский кинематограф может быть не так хорошо известен широкой публике, как американский или индийский, однако и у него есть свои звезды. Аббас Киаростами за долгие годы активной деятельности снял целый ряд необычных картин, принесших ему славу национального масштаба и ряд премий крупных кинофестивалей международного класса.
Родился Аббас Киаростами в Тегеране (Tehran); первые шаги по пути 'человека искусства' он делал в качестве художника. Рисованием Аббас увлекался и далее; в 18 лет ему даже удалось выиграть художественный конкурс. Вскоре после этого Киаростами ушел из дома и поступил в Школу изящных искусств Тегеранского Университета. Специализировался Аббас на рисовании и графическом дизайне; зарабаты
вал на оплату счетов юноша, работая регулировщиком.
В 60-х Аббас работал в рекламной индустрии; занимался он рисованием плакатов и разработкой рекламы. В период с 1962-го по 1966-й Киаростами снял для иранского телевидения около 150 роликов. Позже он взялся за создание титров для фильмов и иллюстрирование детских книг.
В кинематограф Аббас пришел в 1970-м. Работал он довольно актив
о, сняв за этот период больше 40 фильмов (считая короткометражки и документальные проекты).
Первой действительно громкой серией его работ стала 'трилогия Кокер' – 'Где дом друга?' ('Where Is the Friend's Home?'), 'И жизнь продолжается' ('And Life Goes On') и 'Сквозь оливы' ('Through the Olive Trees'). Все три фильма были связаны с деревушкой Кокер (Koker) в северном Иране. Интересн
, что сам Киаростами вовсе не считал трилогией эти три фильма; по его мнению, серию образовывали второй и третий фильм вкупе с вышедшим в 1997-м 'Вкус вишни' ('Taste of Cherry') – их объединяла сквозная линия ценности жизни. Последний фильм, посвященный в частности самоубийствам и их разумности, принес Аббасу Киаростами 'Золотую пальмовую ветвь' Каннского кинофестиваля.
В 1990-м свет
увидел фильм 'Крупный план' ('Close-Up'); посвящен он был истории суда мошенника, выдавшего себя за кинодела Мохсена Махмальбафа (Mohsen Makhmalbaf). Обманутая мошенником семья считала, что злодей задумал обычную кражу; сам мошенник, однако, настаивал на более сложных мотивах и воспринимал себя едва ли не как истинного художника.
Снятый в 1999-м фильм 'Ветер унесёт нас' ('The Wind Wi
l Carry Us') принес Аббасу 'Серебряного льва' международного кинофестиваля в Венеции. В этой картине режиссер сравнивал различия логики городских и сельских жителей, разбирая их взгляды на труд, проблемы полового равноправия и преимущества прогресса. Интересно, что немалая часть (минимум 13) персонажей по ходу фильма так и осталась за кадром – их голоса были слышны, однако лица так и
е показывались.
В 2000-м на кинофестивале в Сан-Франциско Киаростами был награжден премией Акиры Куросавы (Akira Kurosawa) за достижения на режиссерском поприще. Распорядился полученной премией Аббас совершенно неожиданным образом – он отдал её выдающемуся иранском актеру Бехрузу Восуги (Behrooz Vossoughi), 'за вклад в иранский кинематограф'.
В 2003-м Аббас Киаростами выпустил фильм
'Пять' ('Five') – уникальное произведение без единого диалога или персонажа, являющее собой пять природных картин, снятых ручной камерой на берегу Каспийского моря.
В 2010-м Аббас снял фильм 'Копия верна' ('Certified Copy') – историю столкновения британца и француженки. Для Киаростами этот фильм стал первым, снятым за пределами Ирана. В 2010-м фильм вошел в список претендентов на 'Зо
отую пальмовую ветвь' очередного фестиваля в Каннах; Жюльет Бинош (Juliette Binoche), игравшая главную роль, получила в Каннах премию 'Лучшая актриса'.
Следующий свой фильм Аббас снял также за пределами родной страны – в Японии; картина эта, 'Словно кто-то влюблён' ('Like Someone in Love'), отзывы получила смешанные и в целом была принята далеко не так тепло, как предыдущие творения