Популярные личности

Валентина Ляудис

Заслуженный профессор МГУ
На фото Валентина Ляудис
Категория:
Дата рождения:
1932-02-04
Место рождения:
Симферополь, Россия
Дата смерти:
2002-08-10
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Являлась заместителем Председателя Совета по психологии Учебно-Методического Объединения (УМО) университетов Российской Федерации.


Родилась 4 февраля 1932 г. в г. Симферополе, закончила с отличием отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1955), доктор психологических наук (1979), профессор кафедры педагогической психологии и педагогики МГУ (1984), заслуженный профессор МГУ (1996). Более 10 лет (с 1987 по 2000 г.) Л. являлась заместителем Председателя Совета по психологии Учебно-Методического Объединения (УМО) университетов Российской Федерации. Ее научно-методическая и организационно-проектировочная работа в УМО внесла существенный вклад в реформирование психологического образования в университетах и вузах России.

Область научных исследований: психология развития, психология обучения и воспитания, общая и социальная психология.

Главное направление научных исследований Л. в 60-70-е гг. - проблемы психологии памяти: кандидатская диссертация Л., была выполнена под руководством профессора П.И.Зинченко по теме: “Структура мнемического действия”(1967). Тема докторской диссертации: “Развитие памяти в процессе обучения” (1978). В работах Л. выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития 4-х генетически различных форм памяти: бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики; переходной, внешне опосредованной памяти; осознаваемых произвольных процессов памяти; метапамяти. Установлена специфика процесса функционального развития памяти, связанная с ростом готовности к предстоящему посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построены программы обучения письменной речи, в начальной школе, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школе (1976; 1983).

С середины 70-х гг. Л. разрабатывает концепцию учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками. Проектирование сотрудничества и сотворчества учителей и учащихся в процессе обучения, осуществляющееся в естественных условиях, позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения, как предпосылок взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности всех участников образовательного процесса (1992; 1997). Л. разрабатывает общие вопросы теории и истории педагогической и возрастной психологии, исследует проблемы формирования личности в юношеском возрасте. Занимается изучением и совершенствованием методики преподавания психологии, психологических основ инновационного обучения (1980; 1983; 1984).

Л. ведет в МГУ большую учебно-педагогическую работу: читает курсы: “Педагогическая психология”, “Методика преподавания психологии”, “История возрастной и педагогической психологии”, “Психология развития памяти”, “Психология формирования и развития личности в юношеском возрасте”, “Психология инновационного образования”, “Психология развития и обучения письменной речи”. Под руководством Л. защищены более 50 дипломных работ, 20 кандидатских и 2 докторских диссертации.

Подготовила 18 кандидатов и 2 докторов наук. Опубликовала более 110 научных работ.



Поделиться: