Популярные личности

Вадим Репин

скрипач-виртуоз
На фото Вадим Репин
Категория:
Место рождения:
Новосибирск, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Русский Паганини

Существуют прекрасные инструменты, обладающие глубоким звучанием. Но дело не только в этом. Есть еще некая метафизика - то, что воспринимаешь не ушами, а кожей, когда берешь в руки знаменитую скрипку. Если бы я знал этот секрет, я бы подсказал мастеру, что делать. Но увы...


Вадим Репин когда-то ходил в вундеркиндах... Нередко звездная болезнь превращает маленького чудо-скрипача в ремесленника, но Вадим вундеркиндом себя не считал и потому, даже выиграв полдюжины конкурсов, оттачивал мастерство. И вот сегодня музыкант из Новосибирска входит в пятерку самых высокооплачиваемых скрипачей мира. Несмотря на сверхплотный график, Вадим нашел возможность вырваться в Москву на Пасхальный фестиваль. В преддверии этого события он встретился с корреспондентом "Итогов".

- Вадим, ваше участие в Пасхальном фестивале - это гвоздь программы. Что сыграете?

- Заявлен Первый скрипичный концерт Шостаковича - ведь мы отмечаем юбилейный год Дмитрия Дмитриевича. Это одна из трех моих любимых вещей наряду с концертами Бетховена и Брамса. Поэтому буду играть с особым удовольствием. Тем более что и "команда" прекрасная: оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев за пультом. О таком соседстве на сцене можно только мечтать.

- В Европе пасхальные фестивали проходят более скромно. А у нас и звонильная неделя, и хоры, и симфоническая программа, и выезды в регионы... Этот пафос оправдан?

- Хорошей музыки должно быть много, и не только в столицах. Пасха - это радостный праздник, и когда людей переполняют чувства - это прекрасно. И я, разумеется, почту за честь принять в этом празднике скромное участие.

- Ну уж и скромное! В Италии, насколько я знаю, вас прозвали русским Паганини. Гордитесь титулом?

- Русский Паганини - так напечатали на афишах, когда я давал концерт в Милане, так что здесь есть и элемент рекламы. Но если честно, горжусь. Итальянская публика строга, и своих героев у нее довольно много, так что оказаться в их ряду приятно.

- На какой скрипке вы играете?

- На разных. Одна из них - это Ruby работы Страдивари начала XVIII века. Другая - инструмент работы Джузеппе Гварнери Von Szerdahely 1736 года. А в прошлом году я играл сольный концерт в Генуе, где Паганини похоронен, на его скрипке под названием Cannone, в переводе на русский - "Пушка". Это лучший инструмент из тех, что я брал в руки.

- Почему современные мастера неспособны создать что-либо, похожее на шедевры Гварнери, Страдивари, Амати?

- Существуют прекрасные инструменты, обладающие глубоким звучанием. Но дело не только в этом. Есть еще некая метафизика - то, что воспринимаешь не ушами, а кожей, когда берешь в руки знаменитую скрипку. Если бы я знал этот секрет, я бы подсказал мастеру, что делать. Но увы...

- Вы дали первый концерт в 5 лет. Помните, как это было?

- Это был маленький конкурс. Постойте, что же я играл тогда... "Чижика-Пыжика", наверное? Нет, Верачини! Но гораздо лучше я помню тот день, когда мама меня привела в музыкальную школу. Мне дали в руки скрипку и сказали: все остальные инструменты заняты. Мы уже ушли, но пальцы сохраняли это ощущение лакированного дерева... Потом я всю ночь не мог заснуть, вспоминал эту маленькую, в 1/16 обычного размера, скрипку и пытался понять, как из нее извлекается звук.

- Сейчас в моде околомузыкальные эксперименты. Кое-кто играет на скрипке даже под водой. А вот "Ямаха" создала мощные экземпляры электроскрипки и электроальта, их опробовал Юрий Башмет и остался доволен.

- Кто может играть под водой - пусть играет. Если инструмент у него звучит и его хорошо слышат те, кто остался на суше (смеется), почему бы и нет? (Смеется.) А на электроскрипке я тоже играл. Она позволяет делать со звуком все, что угодно. Можно изобразить и рев "Харлей-Дэвидсона", и бульканье бачка в туалете. Меня это не заворожило, но, вероятно, так можно привлечь свежую публику, повысить гонорары...

- А насколько высоки гонорары у исполнителей вашего уровня?

- Лично для меня в каждом ангажементе важны три вещи. Это престиж, удовольствие (чтобы мне самому было интересно это сыграть) и финансовая сторона. И если хотя бы две из трех составляющих присутствуют, я соглашаюсь. Поэтому иногда я играю почти бесплатно. Так что гонорары составляют от ноля до 50 тысяч долларов за концерт.

- Пресса иногда называет вас "бродячим музыкантом"...

- У меня два гражданства - российское и бельгийское. Второе - это подарок от бельгийской королевы. Благодаря ему я окончательно освободился от волокиты с оформлением виз. Но когда меня спрашивают, всегда отвечаю, что я россиянин. А в данный момент живу в городе моей жены Каролин - в Риме, и у нас в июне должно быть пополнение. Надеемся на Цезаря.

- Заранее поздравляю!



Поделиться: