Американская певица, автор песен и продюсер; номинант на престижную премию ‘Грэмми’.
Тина Мэри (в девичестве Мэри-Кристин Брокерт) родилась 5 марта 1956 года в Санта-Монике, Калифорния, США.
Мэри, по прозвищу ‘Леди Ти’, является протеже последней легенды фанка, течения афроамериканской музыки, Рика Джеймса, и известна как одна из немногих успешных белых исполнителей R&B, или жанра ‘blue-eyed soul’. R&B песни Мэри исполняются непременно с душой, мощным и требующим особенной подготовки вокалом, не упуская при этом своего профессионализма игры на ритм-гитаре. Тина сама пишет песни, продюсирует их, исполняет и занимается аранжировкой всех своих произведений с 1980 года, когда состоялся релиз альбома «Irons in the Fire». Это альбом для самой Мэри, по ее высказываниям, вообще самый любимый из числа последующих.
Тина выросла в Оуквуде, по соседству с Западным Лос-Анджелесом, где получила прозвище ‘Venice Harlem’ (‘Венецианка из Гарлема’). Мэри училась в средней венецианской школе, где попала в ‘Summer Dance Production’ и исполнила роль в школьной постановке «The Music Man».
Певица, автор музыки и продюсер сменила свое имя Мэри-Кристин на Тина, когда ей только-только исполнилось семнадцать лет, и попробовала понравиться звукозаписывающему лейблу ‘Мотаун Рекордз’, встретив своего будущего наставника и любовника Рика Джеймса, который стал автором и продюсером ее дебютного альбома 1979 г., «Wild and Peaceful». По легенде, Джеймс начал работать с Мэри из-за того, что его не устроили условия сотрудничества с Дайаной Росс.
На альбоме «Wild and Peaceful
» есть трек, где Джеймс и Тина поют дуэтом, «Just a Sucker for Your Love», а у самой песни интересная судьба. Дело в том, что никто не видел фото Мэри на обложке (его просто там не было), поэтому многие радиоведущие причислили Мэри к афро-американкам. Такие догадки смогли подтвердить свою несостоятельность только тогда, когда ее изображение появилась на покрытии нового альбома.
Кроме «Just a Sucker for Your Love», певица продвинулась в ряды популярных исполнителей благодаря песне «Déjà vu» («I've Been Here Before»).
После работы с Джеймсом певица в 1980-х гг. занялась продюсированием сразу же двух альбомов. «Lady T» был выпущен при поддержке сопродюсера Ричарда Рудольфа (мужа и творческого партнера певицы Минни Рипертон), включая релиз R&B хита, сингла «Behind the Groove», и «Too Many Colors», в записи которого принял участие сам Рудольф и его семилетняя дочка Майа Рудольф.
Альбом «Irons in the Fire» включал в себя первый поп-хит Мэри, «I Need Your Lovin'» и «Young Love». В 1981 г. состоялся релиз ее альбома на ‘Мотаун Рекордз’ с воодушевляющими объемами продаж – альбом «It Must Be Magic» заполучил «золотой» статус. Это привело к тому, что Мэри вместе с Алленом МакГриером придумала песню «Square Biz» и стала автором песни «Portuguese Love» как дань своей португальской родословной. В том же году на чрезвычайно успешном альбоме Джеймса «Street Songs», треклитсе можно увидеть песню «Fire And Desire» – звездный дуэт Джеймса и Тины.
Однако успех Ти
ы не означал, что певица полностью была удовлетворена в профессиональном плане или стала полностью материально независимой.
После альбома «It Must Be Magic» (с его заглавным хитом «Square Biz») певица оставила ‘Мотаун Рекордз’, после чего начались гадкие юридические баталии. Тина разорвала контракт с ‘Мотаун Рекордз’ только через суд, став своего рода матерью нового закона, «The Teena Marie Law» («Закон Тины Мэри»), формально названного ‘инициатива Брокерт’. Певица доказала, что артист не может находиться под действием контракта любого лейбла, если тот сам нарушает обговоренные контрактом условия – в частности, не выпускает новых альбомов исполнителя. Артистическая свобода была достигнута!
В 1983 г. был подписан контракт с ‘Эпик Рекордз’ и издан новый альбом «Robbery», включая хит «Fix It» и песни «Shadow Boxing» и «Casanova Brown». Песня «Casanova Brown», как поговаривают знатоки личной жизни Мэри, написана певицей о реальном романе с ее наставником Риком Джеймсом.
В 1984 г. Тина Мэри выпустила свой самый успешный в коммерческом отношении альбом, «Starchild», за которым последовали синглы «Lovergirl» и «Out On A Limb». Песня «Lovergirl» стала высшим достижением Тины – в поп-чарте поднявшись до четвертой строчки и до девятой в чарте R&B. Другой сингл, ««Out On A Limb», не смог побить этого успеха, добравшись только до 56 позиции чартов. В 1985 г. песня Мэри «14k» стала саундтреком к фильму «Goonies» («Балбесы»).
В 1986 г., выбрав рок-н-ролльную концепцию но
вого музыкального творения, Тина издает альбом, названный «Emerald City». Альбом не затмил предшествующие пластинки певицы, может быть, именно поэтому она вернулась к фанк-жанру и музыке R&B, чем и заслужила положительную критику и успешное коммерческое приветствие ее следующего альбома «Naked to the World». В альбом был включен хит «Ooo La La La», который достиг верхушки чарта Горячих синглов и треков R&B и хип-хопа по версии журнала «Billboard», до настоящего времени оставаясь единственным из репертуара Мэри номером один.
Тина Мэри выпустила следующий альбом, «Ivory», в 1990 году. Несмотря на успех первых двух синглов, «Here's Looking at You» (11 строчка в R&B чарте) и «If I Were a Bell» (8 строчка в R&B чарте»), лейбл ‘Эпик Рекордз’ не остался полностью довольным продажами «Ivory». По взаимному соглашению пути ‘Эпик Рекордз’ и Тины разошлись в разные стороны. В 1994 г. Тина на независимом лейбле записала альбом «Passion Play», в дальнейшем решив посвящать больше времени своей дочке, которую она назвала Элия Роза.
В течение 1990-х гг. классические R&B, соул и фанк записи Тины стали сэмплами для хип-хоп артистов или каверами, исполненными другими R&B дивами. Сама же Тина была замечена в роли первопроходца, старающегося всеми силами вывести хип-хоп на поток мэйнстрима, будучи в свое время главным представителем этого направления. Ее рэп-песня «Square Biz», как говорит Тина, была написана под вдохновением от работ Иоганна Себастьяна Баха, Sarah Vaughn, Майи Ан
желоу, Шекспира и Ники Джованни (по ее словам, это только несколько из перечисленных).
В 1996 г. хип-хоп группа из Нью-Джерси, «The Fugees» отдала своего рода дань Мэри, используя в качестве сэмпла хор из ее хита 1988 г. «Ooo La La La» для их песни «Fu-Gee-La».
После 14-тилетнего творческого отпуска и долгого времени, когда Тина перестала быть центром внимания, певица возвратилась к своей музыкальной карьере, подписав контракт с хип-хоп лейблом ‘Кэш мани Рекордз’. Ее альбом-возвращение «La Dona» был издан в 2004 году. Возвращение Тины стало заметным событием, а продажи «La Dona» достигли «золотого» селлинга (в альбом-чарте Billboard, где перечислены 200 лучших коммерческих альбомов, ее новая пластинка обосновалась на 6 строчке, сделав «La Dona» высшим достижением Тины).
В 2005 г. Тина Мэри была номинирована на муз-премию ‘Грэмми’ как «Лучшее женское R&B вокальное исполнение» за песню «Still In Love». Вслед за этим событием Тина быстрыми темпами выпустила альбом 2006 года, «Sapphire». Альбом не затмил успеха ««La Dona», однако песня «Ooh Wee» заняла 32 строчку «R&B Top 40 hit», а сама Тина воссоединилась с Робинсоном (наставник из ‘Мотаун Рекордз’).
Недавно Тина решила покинуть ‘Кэш мани Рекордз’.
Мэри приходится крестной матерью дочери Минни Рипертон, актрисы и комедиантки Майи Рудольф.
Также Тина становилась приглашенной звездой телесериала «Beverly Hillbillies».
В 2008 г. должен выйти новый альбом певицы, который она называет «личным и духовным»