Популярные личности

Тхить Куанг Дык

Буддисткий монах, самосожженец
На фото Тхить Куанг Дык
Категория:
Дата смерти:
1963-06-11
Гражданство:
Вьетнам
Читать новости про человека
Биография

Вьетнамский монах-самосожженец.

Более всего знаменит обстоятельствами своей смерти – 11 июня 1963-го Тхить Куанг Дык совершил самосожжение на перекрестке одной из сайгонских дорог в знак протеста против преследования новым режимом буддистов.


Самосожжение на Востоке – на удивление популярная форма протеста; подобным образом сторонники непротивления злу насилием привлекают внимание к своим требованиям. Одним из самых известных самосожженцев в истории Вьетнама стал буддистский монах Тхить Куанг Дык.

Биография монаха дошла до нас в виде целого ряда отдельных фрагментов, собранных разного рода буддистскими организациями. Судя по всему, родился Тхить Куанг Дык в деревушке Хойкхань (Hoi Khanh), во вьетнамской провинции Кханьхоа (Khanh Hoa). В семь лет будущий монах отправился изучать буддизм под началом своего дядюшки; в 15 лет он стал послушником (саманера), в 20 – полноправным монахом. Именно тогда он и взял себе имя Тхить Куанг Дык – при рождении его нарекли Лам Ван Тук (Lam Van Tuc). После принесения положенных клятв монах отправился на гору близ города Ниньхоа (Ninh Hòa), где провел три года в качестве отшельника. Позже в месте своего отшельничества монах построит пагоду.

После окончания срока отшельничества Тхить Куанг Дык отправился странствовать по центральному Вьетнаму; через два года он обосновался в пагоде близ Нячанга (Nha Trang). В 1942-м Тхить стал официальным инспектором Буддистской ассоциации Ниньхоа (Buddhist Association in Ninh Hòa); ему был поручен контроль над монахами его родной провинции. Известно, что он также отвечал за строительство новых религиозных сооружений – его стараниями было воздвигнуто минимум 14 храмов.

В 1934-м Тхить Куанг Дык отправился нести свою веру в южный Вьетнам; известно, что минимум два года он провел в Камбодже (Cambodia). Вернувшись из Камбоджи, Дык продолжил руководить строительством новых храмов и пагод – в общей сложности под его руководством было построено еще 17 зданий.

Серьезные проблемы у буддистов начались после прихода к власти Нго Динь Зьема (Ngo Dinh Diem). На тот момент порядка 70-90 процентов жителей страны были буддистами; Зьем, однако, был католиком и по отношению к буддистам политику вел откровенно агрессивную.

На гонения в адрес буддистов реагировали представители других стран, хотя и не особо активно. По-настоящему серьезный шум в мировой прессе начался после событий 11 июня 1963-го. Днем раньше целый ряд американских журналистов получил предупреждение о том, что следующим утром на определенном сайгонском перекрестке пройдет нечто важное; многие журналисты, впрочем, это сообщение проигнорировали, им казалось, что гонения на буддистов – дело временное и несерьезное. Некоторые, впрочем, в назначенное место прибыли. На этот же перекресток вскоре подошла процессия монахов из ближайшей пагоды; они официально объявили о своем неприятии правительства и политики Зьема – и продемонстрировали это неприятие довольно необычным образом. Известно, что один из монахов пытался вызваться добровольцем, однако Дык, как более старший и опытный, имел преимущество. Тхить Куанг Дык устроился на перекрестке в позе лотоса на специальной подушке, после чего один из монахов облил его бензином. Совершив последнее обращение к Будде, Тхить чиркнул спичкой – и мгновенно загорелся. Полицейские пытались прорваться к нему, однако их не пустили другие монахи; один полицейский все же пробился через кольцо буддистов – и в благоговении рухнул перед Тхитем на колени.

Фотографии случившегося разошлись по всему миру – и привлекли немалое внимание к действия режима Нго Динь Зьема (Ngo Dinh Diem). Один из фотографов, Мальколм Браун (Malcolm Browne), даже получил за снимок Пулитцеровскую премию (Pulitzer Prize). Впоследствии тело Тхить Куанг Дыка было кремировано; сердце его, впрочем, оставили нетронутым. Позже довольно широкой огласке было предано и прощальное письмо Дыка.



Поделиться: