Популярные личности

Тадеуша Маковский

польский художник.
На фото Тадеуша Маковский
Категория:
Гражданство:
Польша
Биография

Биография

Тадеуша Маковского (1882-1932) считают одним из самых значительных польских художников XX века. Его полотна, наполненные большим лирическим чувством, привлекают искренностью, своим особым поэтическим миром, добротой. Внешняя его жизнь небогата событиями, зато внутренняя поражает интенсивностью и напряженностью, поисками своей правды в искусстве, удивительной художнической взыскательностью.


Маковский происходил из скромной чиновничьей семьи. Когда мальчику пришла пора учиться в средней школе, родители переехали в Краков. После окончания им школы в семье случается довольно заурядный конфликт-отец Маковского желает видеть в нем математика, юноша же чувствует неодолимую склонность к гуман

итарным наукам и искусству. Мать поддерживает сына, и в 1902 году Маковский поступает в Краковский университет, где изучает философию и филологию. Годом позднее, не прерывая занятий в университете, юноша начинает заниматься в Краковской Академии художеств. Через три года, внутренне определившись, Ма

ковский оставляет университет и полностью отдается изобразительному искусству. В Академии его учителями были признанные польские живописцы - Ю. Мехоф-фер и пейзажист Я. Станиславский. Маковский заканчивает Академию с серебряной медалью и решает поехать для дальнейшего совершенствования в "столицу ху

дожников"- Париж.

В 1908 году, после короткого пребывания в Мюнхене, молодой поляк поселяется в Париже. Он предполагает пробыть здесь год, но жизнь его складывается так, что уже до самой смерти он не покидает Францию. Однако, как и его великий. соотечественник Шопен, Маковский остался польским ма

стером как по истокам, так и по несомненной национальной окраске своего искусства. Поначалу самое большое впечатление на молодого живописца производят внушительные декоративные панно Пюви де Шаванна, и под их влиянием начинаются "фресковый" период в творчестве Маковского. Он определяются тем, что св

ои полотна художник строит по законам фресковой живописи, выдерживая плоскость, добиваясь гармонии неярких цветов, декоративности композиции. Вскоре бурная художественная жизнь Парижа заставляет Маковского произвести переоценку ценностей - Пюви де Шаванн кажется ему архаичным, принадлежащим прошлому

веку. Польский живописец начинает пользоваться советами и уроками A. Ле Фоконье, одного из известных представителей французского современного искусства. Доктрина кубизма набирает в эти годы наибольшую силу и наибольшее число последователей, среди которых оказывается и Маковский. Постепенно художник

разочаровывается в возможностях кубизма. В своем дневнике, который он вел на протяжении всей жизни, Маковский записывает в декабре 1913 года: "Я предпочитаю писать реально. Материальная вещественность образа в живописи - это его богатство. Я хочу красками созидать жизнь".

Возвращение к реалистич

ескому искусству происходит под влиянием изучения произведений П. Брейгеля, Рембрандта, малых голландцев, а также в процессе работы с натуры. Каждое лето художник выезжал в Бретань и Овернь, где писал пейзажи и портреты.

Начиная с 1918 года главными героями полотен художника становятся дети: худо

жник находит свою тему, которую будет разрабатывать до конца жизни. В 1922 году, под впечатлением маленького деревенского концерта, Маковский создает одну из лучших своих картин - "Детская капелла"*. Она представляет собой группу из четырех детей с пищалками и барабанами, дающих "концерт" перед вход

ом в трактир; их окружают птицы и животные - петух, канарейка, кот, а из окна выглядывают слушатели - три девочки. Исследователи творчества Маковского отмечают, что мир детей художник показывает как бы изнутри, глазами самих детей, у него нет сладковатого умиления сюсюкающего взрослого - этот мир он

представляет с подлинной серьезностью и добротой. Живописный строй картины - звучные яркие цвета, схематизация рисунка, упрощенность и обобщенность изображений - в какой-то степени опирается на неопримитивные формы искусства - собственно детские рисунки, творчество Анри Руссо (его влияние на Маковс

кого давало повод друзьям художника называть его "польским Руссо"). В конце 20-х - начале 30-х годов сюжеты Маковского несколько трансформируются - дети по-прежнему главные персонажи его полотен, но их изображения приобретают большую гротескность, они становятся похожими на маленьких деревянных куко

лок, разыгрывающих театрализованные представления ("Маскарад", 1928; "Маленькая семья", 1928;

"Парад с фонарем", 1931, и другие). Однако это не лишает творчества Маковского своеобразного поэтического лиризма и чуть грустной эмоциональности. Художник умирает неожиданно, в расцвете дарования. Его д

рузья и почитатели организуют "Общество друзей Тадеуша Маковского", поставившее своей целью сохранить творческое наследие польского мастера. В 30-е годы они организуют персональные выставки Маковского в Париже, Венеции, Вене; в годы войны проявляют немало'сил и мужества для того, чтобы уберечь полот



Поделиться: