Выдающийся комедийный актер, эксцентрик, мастер пантомимы, буффонады и гротеска. Один из самых популярных мастеров кино и театра. Сам себя комиком не считал, в то время, как за рубежом искусство Мартинсона сравнивали с искусством Чаплина.
Сергей Мартинсон умел всё. Режиссёр Леонид Трауберг писал о нём: «Музыкальность Мартинсона – не просто его умение, не танцуя, музыкально двигаться, не поя пленять пением. Как не дешёвая игра в перевоплощение – его гримы, гиперболически заострённые и до жути точные. Как не просто «умение располагать тело в пространстве» – геометрический рисунок его пребывания на экране, на сцене».
Казалось, всё это – и пластичность, и точные движения, и гримасы – давалось артисту чрезвычайно легко, естественно. На самом же деле, за всем этим скрывались профессионализм и скрупулёзность. Мартинсон не мог себе позволить выйти к зрителям и даже к режиссёру на репетиции неподготовленным, не продумавшим поведение и характер своего героя до мелочей. «Должна быть фантазия, яркая, причудливая», - говорил о своей профессии Сергей Александрович.
Его герои, порой, казались карикатурными, как сказочный Дуремар или фанатичный Гитлер, однако, именно в таком ключе необходимо было играть эти роли именно в этих фильмах. В то время, как мартинсоновский Карандышев был классически трагичен, а старый Князь («Дядюшкин сон») до трогательности глуп.
Сергей Мартинсон снимался в кино, фактически, до конца жизни. Последние годы актер страдал потерей памяти. На съёмках фильма «И жизнь, и слёзы, и любовь» текст роли ему подавался в наушник, и Сергей Александрович повторяя слова, импровизировал буквально перед камерой.
Народный артист РСФСР (1964).
Окончил Институт сценических искусств в Петрограде (1923). Был актером нескольких петроградских театров «Вольная комедия» и «свободный театр». В 1924-1941 годах играл в театре Революции (в 1925-1926, 1929-1933, 1937-1938 годах - актёр театра имени В.Э.Мейерхольда, в 1933-1936 годах - Мюзик-холла). С 1945 года - в Театре-студии киноактёра.
МАРИОНЕТКИ (1934) – парикмахер Соль
АНТОН ИВАНОВИЧ СЕРДИТСЯ (1941) - Керосинов
МЫ С УРАЛА (1943)
НОВЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ ШВЕЙКА (1943) - Гитлер
СВАДЬБА (1944) – телеграфист Ять
БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ (1956) - Миусов
ИДИОТ (1958) - Лебедев
АЛЫЕ ПАРУСА (1961) - Филипп
ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ (1961) - Дьяк
ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР (1961) - кабатчик
СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ (1964) – Прокофий Прокофьефич
МОСКВА - ГЕНУЯ (1964) - Барту
ТРИДЦАТЬ ТРИ (1965) - фельдшер
ДЯДЮШКИН СОН (1966) - Князь
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ (1966) - опекун Салтана
В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ (1970) – герцог де Моллюск
РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (1972) - посол
БОЛЬШОЙ АТТРАКЦИОН (1974) – дед Матвей
ЯРОСЛАВНА, КОРОЛЕВА ФРАНЦИИ (1978) – епископ Роже
НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ (1978)
КОМЕДИЯ ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ (1980)- в фильме «Антон Иванович сердится»
И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ... (1984) - Егошкин
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕРЛОКА ХОЛМСА И ДОКТОРА ВАТСОНА (1979-86) – в фильме СОБАКА БАСКЕРВИЛЕЙ (1982)
ФЕДЯ ЗАЙЦЕВ (1948) - Животное
ЗАКОЛДОВАННЫЙ МАЛЬЧИК (1955) - Крыса
КОШКИН ДОМ (1958) - Петух
ПЕТЯ И КРАСНАЯ ШАПОЧКА (1958) - диктор
ЛИСА, БОБЁР И ДРУГИЕ (1960)
НЕПЬЮЩИЙ ВОРОБЕЙ (1960)
ЧЕЛОВЕЧКА НАРИСОВАЛ Я (1960)
ДОРОГАЯ КОПЕЙКА (1961) – Цент
КЛЮЧ (1961)
ДИКИЕ ЛЕБЕДИ (1962)
ДЮЙМОВОЧКА (1964) – Жук
ПАСТУШКА И ТРУБОЧИСТ (1965)
КАК ОСЛИК СЧАСТЬЕ ИСКАЛ (1971)