Популярные личности

Сарвепалли Радхакришнан

Индийский философ, религиовед, общественный и политический деятель
На фото Сарвепалли Радхакришнан
Категория:
Дата рождения:
1888-09-05
Место рождения:
с. Тируттани, северо-западнее Мадраса., Индия
Дата смерти:
1975-04-17
Гражданство:
Индия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Индийский философ, религиовед, общественный и политический деятель, один из представителей неоиндуизма.


РАДХАКРИШНАН, САРВЕПАЛЛИ (Radhakrishnan, Sarvepalli) (1888–1975), индийский философ, религиовед, общественный и политический деятель, один из представителей неоиндуизма. Родился 5 сентября 1888 в Тиррутани (штат Андхра-Прадеш) в образованной брахманской семье, получил традиционно индийское и европей

ское образование. В 1918–1921 Радхакришнан профессор университета Майсура, в 1921–1931 профессор университета Калькутты, в 1931–1936 вице-президент Андхрского университета, в 1938–1948 Бенаресского индуистского университета; в 1946–1952 глава индийского представительства в ЮНЕСКО, в 1949–1952 посол

Индии в СССР, в 1953–1962 президент Делийского университета; в 1952–1962 вице-президент Индии; в 1962–1967 президент Индии. Умер Радхакришнан в Мадрасе 17 апреля 1975.

Радхакришнан – автор многочисленных лекционных курсов (читавшихся как в Индии, так и за ее пределами – преимущественно в Англии и

США) и книг. В двухтомной Индийской философии (1923–1927) глубокая эрудиция сочетается с сознательно применяемым компаративистским подходом. Книга Индийский образ жизни (1927) предназначалась для западной аудитории: индуистская ментальность предстает здесь как «религиозность субъекта» – в противопол

ожность «религиозности объекта» иудаизма, христианства и ислама; индийская ментальность в целом – как интуитивизм, направленный на «реализацию» истины в противоположность рационализму западной мысли, ориентированной на ее умозрительное усвоение; здесь же предпринимается современная трактовка ключевы

х индуистских понятий «кармы», «сансары», «дхармы» и т.д., типичное для всего неоиндуизма; индуизм вполне сочетаем, по Радхакришнану, с откровениями основателей мировых религий. В книгах Идеалистический взгляд на жизнь (1932) и Восточные религии и западная мысль (1939) Радхакришнан выражает убежденн

ость в единстве общемирового философского идеализма – от Платона до Беркли и Гегеля, которому соответствует идеализм веданты. Сочетание западного сциентизма и индийского мистицизма (под эгидой веданты) могло бы создать возможности для мирового духовного синтеза. В подробно комментированном переводе

сутр веданты Брахма-сутра: философия духовной жизни (1960) Радхакришнан, переводивший также и Бхагавадгиту, и основные Упанишады, выступает в амплуа основателей школ средневековой веданты, которые комментировали все «три сокровища» ведантийской традиции.

Сквозная идея едва ли не всех сочинений Р

адхакришнана – создание грандиозных синтезов – «вечной религии» и «вечной философии», которые должны включить в себя лучшие достижения мировой религиозной и философской мысли. «Вечная религия» есть «санатана дхарма» (букв. «извечная дхарма»), лежащая за пределами всех конкретных религий, которые сам



Поделиться: