Популярные личности

Павел Шеин

лингвист и этнограф-самоучка
Категория:
Биография

Биография

Шеин (Павел Васильевич) - этнограф-самоучка и лингвист, собиратель великорусских и белорусских песен, знаток быта и говоров Северо-Западного края, продолжатель работ Афанасьева , Бессонова, Гильфердинга , Даля , Киреевского , Рыбникова , Якушкина .


Родился в 1826 г. в семье могилевского купца-еврея. Слабый от рождения, перенесший в раннем детстве несколько серьезных болезней, вследствие которых он остался калекой на всю жизнь, мальчик не мог окончить даже еврейской школы и учился почти самостоятельно, пользуясь советами учителя-еврея, дававшег

о уроки его младшему брату. Под влиянием учителя "берлинера" ("либерала"), будущий этнограф заинтересовался древнееврейским языком и литературой и познакомился с его грамматикой. Вследствие изданного в то время закона, ограничившего черту еврейской оседлости, отец Ш. не мог подолгу оставаться в Моск

ве, с которой у него были торговые сношения. В 1843 г. он поместил сына в одну из городских больниц города Москвы (Ново-Екатерининскую); а так как больничные правила разрешали больным инородцам не пользоваться общим столом, то отец оставался при сыне для приготовления ему "кошерной" пищи. Здесь Ш. п

ровел три года. Один еврей из кантонистов выучил мальчика говорить и читать по-русски, доставал ему от студентов произведения русских писателей; ординаторы-немцы обучили его немецкому языку, и вскоре он познакомился с лучшими немецкими поэтами. В этому времени относятся первые писательские опыты Ш.

В подражание немецким поэтам он сочинял стихи на еврейском языке, проводя взгляды, примиряющие еврейство с христианством. Последствием этого знакомства был вполне сознательный переход Ш. в лютеранство, оторвавший его навеки от семьи и среды. Поступив в сиротское отделение лютеранской церкви святого

Михаила, он оказал такие успехи, что по окончании школы сам мог преподавать русский язык в подготовительном отделении. Сближение его с Ф.Б. Миллером (см.) дало толчок культурным стремлениям Ш.; он вступил в кружок живших в Москве писателей и художников (Ф. Глинка , М. Дмитриев , Раич , Рамазанов , А

вдеев и др.), затем познакомился с Шевыревым , Аксаковым и Хомяковым , научившими его понимать и ценить произведения народного творчества. Сношения с писателями прерывались поездками Ш. по Средней России; здесь он давал уроки в семьях помещиков, знакомился с русским крестьянством и, поддавшись все

общему увлечению народной литературой, сам стал собирать песни, сначала в Симбирской губернии. Бодянский предложил ему опубликовать этот материал, и к 1859 г. относится первый печатный труд Ш.: "Русские народные былины и песни" ("Чтения Общества Истории и Древностей", книга III, 121 - 170). Дальней

шая жизнь Ш. полна скитаний, материальных невзгод и семейных неудач; он преподавал в воскресной школе в Москве, затем в яснополянской школе Л. Толстого , в уездных училищах в Туле и Епифани, наконец получил место в витебской гимназии, затем в Шуе, Зарайске, Калуге и т. д. Одновременно с этим шло соб

ирание этнографических материалов. Ш. работал почти один, поддерживаемый незначительными субсидиями Академии Наук, а впоследствии пенсией из Министерства финансов. Умер 12 августа 1900 г. в рижской городской больнице. Лучшая биография Ш. написана Всеволодом Миллером ("Этнографическое Обозрение", кн

ига XLVI, с портретом и списком трудов, составленным А. Грузинским ; "Русский Филологический Вестник", 1900, № 3 - 4; "Филологические Записки", 1900, книга VI, 1 - 5). При недостатке филологического образования, благодаря энергии и любви к делу, Ш. мог издать при жизни семь больших книг материалов,

обнимающих всю духовную жизнь русского крестьянина, от колыбели до могилы. Сам собиратель называл себя только "чернорабочим" в науке, а свои труды - "крохоборными", что объясняется скорее его скромностью. Кроме упомянутого раньше труда, появившегося в 1859 г., записи Ш. послужили материалом для перв

ой серии его собраний "Русских народных песен" в 7 частях: песни детские, хороводные, плясовые и беседные, голосовые или протяжные, обрядные, свадебные и похоронные ("Чтения в Обществе Истории и Древностей", 1868, книги I, II, IV, 1869, книги I, III, IV, 1870, книга I и отдельно, Москва, 1870). Песн

и, собранные Ш., дали материал для статьи Н.И. Костомарова : "Великорусская народная песенная поэзия" ("Вестник Европы", 1872, май). Через семь лет вышло в тех же "Чтениях" (книга III) начало второй серии "Русских народных песен", но продолжению его не суждено было появиться в свет при жизни собират

еля. Здесь предполагалось поместить песни рекрутские, солдатские, былины, исторические, бурлацкие, острожные и духовные стихи. Через несколько лет Ш. задумал издать весь свой разросшийся в несколько томов материал, принятый для напечатания Академией Наук. Первый выпуск вышел в 1898 г. под заглавием

"Великорусь в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. п."; второй вышел после смерти собирателя, в 1900 г. Издание будет продолжаться, и для второго тома намечена следующая программа: песни исторические, преимущественно военного характера, кончая Крымской кампанией, рекрут

ские, казацкие, бурлацкие, извозчичьи, воровские, разбойные, ссыльно-каторжные, затюремные и чернеческие духовные стихи, заводские, фабричные, лакейские и т. д. В связи с собиранием народных песен шло у Ш. изучение прозаических народных произведений и говоров. Записи его по этому предмету вошли цели

ком в "Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края, собранные и приведенные в порядок П. В. Ш." (том I, часть I, 1887, часть II, 1890, том II, 1893), где нашли себе место сказки, анекдоты, легенды, предания, воспоминания, пословицы, загадки, приветствия, пожелания, б

ожба, проклятия, ругань, заговоры, духовные стихи и т. д. Смерть застала Ш. за корректированием III тома его "Материалов", которые вышли в "Сборнике" Академии Наук (том LXXII); он состоит из двух больших отделов: I. Описание жилища, одежды, пищи, занятий, препровождения времени, игр, верований, обыч

ного права наследства и прочего. II. Обряды и обычаи земледельческие, чародейство, колдовство, знахарство, ведмарство, лечение болезней, средства от разных напастей, поверья, суеверия, приметы и т. д. Из этих наблюдений и сообщений, обнимающих собой все почти стороны материальной культуры современны

х белорусов и их интеллектуальной жизни, наиболее ценны в этнографическом отношении следующие отдельные очерки: Рождественская "свята" (щедрый вечер, колядки, святки "вертеп" или "бетлейки", разыгрываемые в лицах сцены, и т. д., стр. 112 - 154), народные рассказы о "вовкулаках" (стр. 253 - 257), суе

верия, относящиеся к постройке дома (стр. 317 - 335), подробное описание свадебного ритуала в уездах Мозырском, Слуцком и Новогрудском, Минской губернии ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1903, июль, 308 - 309). Ш. интересовался также мелодиями великорусских и белорусских песен. Между про

чим, от него узнал Агренев-Славянский напев и текст популярной песни "Спится мне, младешенькой", которую Н. Некрасов вставил в третью часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо" ("Отечественные Записки", 1874, книга 1). По словам В. Добровольского, Ш. был мастер петь белорусские песни и особенно хорошо

исполнял "Научить тебя, Ванюша, как ко мне ходить" ("Смоленский Этнографический Сборник", часть IV, Москва, 1903, стр. XIII). Как уроженец Северо-Западного края, Ш. интересовался народным творчеством белорусов. Начало собирания белорусских материалов относится к 1870-м годам, когда Ш. жил в Витебске

. За эти материалы, когда они были еще в рукописи, Ш. получил от русского географического общества в 1873 г. золотую медаль, а в следующем году они были напечатаны под заглавием: "Белорусские народные песни, с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями, с приложением объяснительного словаря

и грамматических примечаний" ("Записки" того же общества, Санкт-Петербург, 1874) и увенчаны Уваровской премией (рецензия Ор. Миллера в XVIII "Отчете", 54 - 59). В 1890-х годах Ш. имел возможность собирать этнографические материалы не только лично, но и при посредстве нескольких корреспондентов, кот

орых учил приемам записывания и для которых составил программу. В "Виленском Вестнике" за 1877 г. он напечатал приглашение к содействию ему в собирании памятников народного творчества, встреченное сочувственно. Через 10 лет Ш. составил обстоятельный доклад на ту же тему: "О собирании памятников наро

дного творчества для издаваемого Академией Наук Белорусского Сборника, с предисловием Я. Грота" (Санкт-Петербург, 1886). Из его лингвистических работ замечательны: "Дополнения и заметки к Толковому Словарю Даля" (Санкт-Петербург, 1873; приложение к XXII тому "Записок Академии Наук", № 6) и статьи: "

К вопросу об условных языках" ("Известия отдела русского языка и словесности Академии Наук", том IV, книга I, 1899) и "К диалектологии великорусских наречий" (извлечения из "Сборника сказок и преданий Самарского края" Д.Н. Садовникова ; "Русский Филологический Вестник", 1899). Кроме того, Ш. участво

вал в пополнении академического словаря русского языка, делая выборки из произведений Пушкина , Жуковского , Языкова , Баратынского , Кольцова , С. Аксакова . Из мелких этнографических и популярных работ Ш. наиболее важны: "Обряд похорон мух и других насекомых" ("Труды этнографического отдела", том

IV), "Приговоры и причеты о табаке" (там же, том VII), "Народная пародия на историческую песню" ("Этнографическое Обозрение", книги XX и XXV), "Женитьба "комина" и свечки" (там же, книга XXXVIII), "Об отношении Пушкина к народной песне" ("Ежемесячные Сочинения" И. Ясинского , 1899), "Сборник народны

х детских песен, игр и загадок" (издание журнала "Детский Отдых", Москва, 1898), "Вильгельм Маннгардт. Из воспоминаний этнографа" ("Этнографическое Обозрение", книга VII), "Из переписки с И.И. Манжурой" (там же, книга XX). См. И.И. Носович "Краткий биографический очерк" ("Известия отделения русского



Поделиться: