Популярные личности

Павел Бламберг

Композитор и журналист
На фото Павел Бламберг
Категория:
Дата рождения:
1841-09-14
Дата смерти:
1907-03-15
Место смерти:
Ницца, Франция
Читать новости про человека
Биография

Биография

Родился 14 сентября 1841 г.; образование получил в СПб. Александровском лицее. Служил в Центральном статистическом комитете министерства внутренних дел, в изданиях которого и в записках русского географического общества печатались его статистические работы.


Усердно занимался преподаванием в воскресных школах, вскоре закрытых, и организацией бесплатных народных читален, столь же недолговечных. Склонность к музыке обнаружилась у Бларамберга еще в детстве, но музыкальное образование он получил очень скудное; его учили только фортепианной игре, да и то плохо.

Еще мальчиком 13 - 14 лет он задумал писать оперу, хотя еще ни одной оперы не слышал на сцене. В лицее он организовал из своих сотоварищей струнный оркестр и дирижировал им, перекладывая для него нетрудные симфонии и сонаты немецких классиков, а иногда исполняя и свои собственные опыты (между прочим, отрывки из оперы "Ундина"). Несколько уроков начальной гармонии ему удалось взять у Герке ; дальше Бларамберг продолжал свои занятия один, без руководителя. Инструментовку Бларамберг изучал практически, посещая репетиции концертов, где подмечал характер отдельных инструментов и их совместную звучность, подолгу стоял среди военных хоров, наблюдая эффекты звучности медных инструментов. В конце 50-х годов Бларамберг познакомился с Балакиревым и его кружком; у Балакирева некоторое время учился фортепианной игре.

Осенью 1869 г. он принял участие в 7-м международном статистическом конгрессе в Гааге, в качестве официального представителя России; в конце того же года участвовал в работах по однодневной переписи Петербурга. Выйдя в отставку, Бларамберг поселился на время за границей, где усиленно стал заниматься музыкой. До этого времени им было написано лишь несколько романсов и других мелких вещей, а из более крупных - только музыка к "Воеводе" Островского (1865 г.; увертюра, впоследствии утраченная, 5 антрактов, один из которых тоже утрачен, и несколько вокальных.).

За два года пребывания в Брюсселе им написана большая кантата на сюжет Лермонтова "Демон" и половина первой его оперы "Мария Тюдор", в 1888 г. поставленной в московском Большом театре под названием "Марии Бургундской". Переехав в Москву, Бларамберг вскоре сделался одним из постоянных сотрудников "Русских Ведомостей", затем заведующим отделом иностранной политики, а по образовании товарищества "Русских Ведомостей" - одним из сотоварищей.

В то же время он состоял профессором по классам формы и инструментовки в музыкально-драматическом училище филармонического общества. Позднейшие его произведения: комическая опера "Скоморох" (3 д., на сюжет Островского, "Комик XVIII столетия"; представлено только одно первое действие в ученическом оперном спектакле филармонического общества: 22 марта 1887 г.); одноактная опера "Девица-Русалка" (исполнена на таком же спектакле 3 апреля 1888 г., впоследствии переделана и расширена); четырехактная опера "Тушинцы" (сюжет из драматической хроники Островского "Тушино", поставлена на сцене Большого театра 24 января 1895 г.; двухактная опера-идиллия "Волна" (исполнялись только отрывки в концертах); симфония для оркестра H-moll; (1886); симфоническая поэма "Умирающий Гладиатор" (1882), скерцо для оркестра H-moll; фантазия для пения соло, женского хора и оркестра "Стрекозы" (1879), музыкальная картина для мужского хора и оркестра "На Волге" (1880; хоры a capella премированы Императорским Русским Музыкальным Обществом), хоровые переложения русских народных песен (по записям Мельгунова ), много романсов. Этюд его "Цензура и музыка" напечатан в сборнике "В защиту слова" (1905).

Не обладая особенно глубоким и ярким творческим дарованием, Бларамберг, благодаря своему вкусу, техническому умению и серьезному отношению к задачам искусства, оставил ряд произведений, которые могут быть отмечены в истории новой русской музыкальной школы. Связи с Балакиревским кружком отразились в этих произведениях народным стилем, свойственным всей новой русской музыкальной школе, как в области мелодии, так и в приемах технической обработки. В 1898 г. Бларамберг переехал на постоянное жительство в свое имение в Крыму. Умер в Ницце 15 марта 1907 г.



Поделиться: