Популярные личности

Пабло Луна

Испанский композитор.
На фото Пабло Луна
Категория:
Дата рождения:
1879-05-21
Место рождения:
Алама-де-Арагон , Испания
Дата смерти:
1942-01-28
Гражданство:
Испания
Читать новости про человека
Биография

Биография

Он изучал гармонию и композицию под руководством Мигеля Арнаудаса (Miguel Arnaudas), а с Теодоро Балло (Teodoro Ballo) осваивал скрипку, проявив себя многообещающим музыкантом.


Пабло Луна родился 21 мая 1879-го в Алама-де-Арагон (Alhama de Aragón). Он начал обучение в музыкальной школе в Сарагосе (Zaragoza), куда его семья переехала вскоре после его рождения. Он изучал гармонию и композицию под руководством Мигеля Арнаудаса (Miguel Arnaudas), а с Теодоро Балло (Teodoro Ballo) осваивал скрипку, проявив себя многообещающим музыкантом.

Пабло с небольшими трудностями нашел работу скрипача в театральном оркестре, уже в 21 год став ведущим музыкантом в Teatro Circo, одновременно расширив свои практические знания камерной музыки. Свою первую испанскую оперу, сарсуэлу, Пабло поставил в 1903-м на либретто Рохелио Маэстро (Rogelio Maestro), но развить музыкальную технику и театральный инстинкт ему во многом помогла работа с композитором Руперто Чапи (Ruperto Chapí) в Театре де ла Сарсуэла (Teatro de la Zarzuela).

В 1908-м вышла первая успешная мадридская опера 'Мюзетта' ('Musetta') на либретто Дж. П. Фрутоса (J. P. Frutos) в театре Teatro Ideal Polistilo. И все же, невзирая на то, что несколько лет Пабло был скрипачом, а позднее и дирижером Театра де ла Сарсуэла, многие его успешные проекты были написаны для других театров, расположенных вдали от столицы.

В 1909-м опера 'Molinos de viento' ('Ветряные мельницы'), премьера которой прошла в Севилье (Seville), взяла Испанию штурмом. С внешними установками на Голландию и отдавая должное стилистике венской оперетты, опера 'Ветряные мельницы' стала своего рода эталоном многих из самых успешных работ Луны. Вслед за триумфальным шествием 'Ветряных мельниц' последовал не менее оглушительный успех 'Los cadetes de la reina' 1913-го; и 'El niño judío' и 'Los calabreses', обе 1918-го.

Фаворитом многих почитателей оперы стала муз. постановка 'El asombro de Damasco' 1916-го, которую лондонский Оксфордский театр (Oxford Theatre) возродил на Уэст-Энде через восемь лет. В основу другого весьма успешного проекта, 'Benamor' 1923-го, легла история '1001 ночь' ('1001 Nights'), а также воссоздалась музыкальная атмосфера ранних работ Луна.

После работы в Лондоне Пабло был решительно настроен вернуться к своим музыкальным корням, приняв участие в создании 'La pastorela' 1926-го вместе с Федерико Торроба (Federico Torroba) и 'La chula de Pontevedra' 1928-го с Брю (Bru).

Впрочем, наиболее важная работа в этом стиле была написана Луной без посторонней помощи. Его постановка 'La pícara molinera' прошла в его родном Teatro Circo в 1928-м. Успешная симфоническая поэма 'Una noche en Calatayud' 1925-го также относится к этому 'испанскому' периоду.

С ростом звукового кино Луна повернул свой талант к новой среде. Также ходу театральной работы помешала гражданская война, а позднее новым сарсуэлам Пабло явно не доставала 'огонька', если сравнивать с предыдущими успешными проектами. Несмотря на явный спад в карьере, некоторые из работ, включая 'Los inseperables' 1934-го, все же напомнили о былом.

Пабло Луна умер 28 января 1942-го, оставив свою последнюю оперу, 'El Pilar de la Victoria', незавершенной. Вероятно, после его смерти работу доделал Хулио Гомес (Julio Gómez), который и поставил оперу в родном городе Луны, Сарагосе, через два года.

Производительность Пабло была просто поразительной. Свою репутацию он заработал в значительной степени благодаря сарсуэле с экзотическим художественным оформлением и стилем оперетты, используя латиноамериканский музыкально-драматический материал. Но вкусы общества непостоянны, и из всех его работ, вероятно, только 'La picara molinera' единственная выдержала испытание временем. Лучшими же остаются мелодии из опер 'El asombro de Damasco', 'Molinos de viento' и 'El niño judío', поднимая на поверхность сложные оркестровые палитры и пикантные гармонии Пабло.



Поделиться: