Популярные личности

Олег Смирнов

Летчик истребитель
На фото Олег Смирнов
Категория:
Дата рождения:
1919-07-11
Место рождения:
с.Николо-Березовец, Костромская область, Россия
Дата смерти:
1994-10-24
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Всего за войну выполнил 404 успешных боевых вылета. Участвуя в 127 воздушных боях, лично сбил 20 и в группе с товарищами 7 самолётов противника.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями, иностранным орденом.


Родился 11 Июля 1919 года в селе Николо - Березовец, ныне Галичского района Костромской области, в семье служащего. Жил в городе Ярославле. Работал лаборантом на заводе "Свободный труд". Окончил 2 курса Московского института физкультуры и аэроклуб. С Ноября 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов.

С Апреля 1943 года в действующей армии. К Февралю 1945 года заместитель командира эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка ( 295-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Старший лейтенант О. Н. Смирнов совершил 314 боевых вылетов, в 93 воздушных боях лично сбил 18 и в группе 6 самолётов противника. 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего за войну выполнил 404 успешных боевых вылета. Участвуя в 127 воздушных боях, лично сбил 20 и в группе с товарищами 7 самолётов противника.

С 1947 года Капитан О. Н. Смирнов - в запасе. Жил и работал в Москве. Был член Советского комитета ветеранов войны. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями, иностранным орденом. Умер 24 Октября 1994 года.

* * *

Олег Смирнов - один из лучших лётчиков 31-го истребительного авиаполка, в 1944 году командир звена в сводной "эскадрилье охотников" Николая Краснова, что уже само по себе было признанием высокого ратного мастерства и доблести, одержавший в её составе 10 побед. Энергичный, смелый, постоянно жаждущий боя с врагом - таким знали его в полку.

Он родился в селе в селе Николо - Березовоц Галичского района Костромской области, где отец его работал на мыловаренном заводе, а мать учительствовала. В начале 1930-х годов семья переехала в Ярославль. В 1937 году Олег закончил ярославскую среднюю школу № 36, работал старшим лаборантом на лакокрасочном заводе "Свободный труд", где трудились отец и мать. Комсомолец с увлечением занимался спортом, охотой, рыбной ловлей. В 1938 году Олег уехал в Москву, где поступил в Московский институт физической культуры и спорта, одновременно занимался в аэроклубе Метростроя. Занятия спортом, полёты, прыжки с парашютом закалили Олега, воспитали волю, мужество, смелость, настойчивость, умение быстро принимать решения, другие качества, необходимые лётчику - истребителю.

После окончания аэроклуба, а к тому времени были закончены и 2 курса института, Смирнов получил направление в Черниговскую военную авиационную школу. Было это в 1941 году.

Окончив лётную школу в Мае 1942 года, он целый год прослужил лётчиком - инструктором, летал на И-15бис и ЛаГГ-3, а в Апреле 1943 года после переучивания на Ла-5 отбыл на фронт.

В 31-м ИАП, куда попал сержант Смирнов, было у кого поучиться мастерству воздушного боя, хватке истребителя. В полку служили прославленные советские асы - Григорий Онуфриенко, Николай Краснов и другие. У них за плечами был богатый боевой опыт. "Старожилы" полка учили "молодняк":

- С немцем - смотри в оба ! Фашист хитёр, неопытных так и ловит в ловушки. Изучай его тактику, всегда будь начеку !

Что с врагом шутить нельзя, молодой лётчик понял очень скоро. Сколько чудесных ребят гибло из - за неосмотрительности, из - за пренебрежения к неприятельскому опыту и тактике.

Боевое крещение молодой лётчик принял на Изюм - Барвенковском направлении. Это были тяжёлые воздушные бои. Они требовали напряжения физических и моральных сил. И это напряжение он выдержал.

Первый вражеский самолёт Олег сбил под Харьковом, когда ходил с группой "ЛаГГов" на прикрытие штурмовиков. Тогда на "Илы" напали 4 немецких истребителя. Наши истребители вступили с ними в бой. Задача по прикрытию была выполнена, а на самолёте Олега появилась первая звёздочка.

Второй самолёт был "общим". Его подбил лётчик Каюков, ведущий Смирнова. На бреющем полёте подбитый стервятник уходил в расположение своих войск. Каюков передал по рации:

- Отказали пушки. Добей, Олег !

Смирнов бросился вдогонку и добил самолёт. Возвращаясь на аэродром, он заметил, как из облаков вынырнул "Мессер" и коршуном ринулся на проходящий у земли дымящийся советский "Ил". Не раздумывая, Олег бросил свой истребитель вниз наперерез врагу и в самый последний момент отогнал немца. Спасённым оказался командир соседнего штурмового авиаполка, который прислал лётчику благодарность.

Хорошей школой для истребителя Смирнова стали воздушные бои в дни битвы на Курской дуге. Он понял, что победу в воздухе можно обрести только при тесном взаимодействии со своими товарищами и при взаимной выручке.

Особенно памятными были бои у Днепра в районе Запорожья и Кривого Рога. В ходе Никопольско - Криворожской операции он провёл несколько исключительно результативных боёв, сбив за 3 дня 6 самолётов противника.

23 Cентября 1943 года Всесоюзное радио передало радостную весть: освобождён от немецко - фашистских захватчиков город Ново - Московск. 295-й истребительной авиационной дивизии, принимавшей активное участие в его освобождении, было присвоено имя этого украинского города. В те самые дни в армейской газете и появилась небольшая заметка: "За 3 дня 6 побед !", которая посвящалась нескольким воздушным боям лётчика Олега Смирнова.

Однажды, прикрывая наземные войска, Смирнов заметил два FW-190. Не раздумывая, он устремился в атаку и одного из них сбил. Вскоре в небе появилась новая группа вражеских самолётов. Смирнов под прикрытием ведомого Попова спикировал и сбил второй вражеский самолёт. В другой раз, ведя бой вместе с товарищами против 30 FW-190, он пушечным огнем отколол от общего строя два истребителя. Противник заметался и с пикированием хотел уйти. Но Смирнов сбил ещё одного врага.

Как - то в районе Николаевки 4 "Лавочкина" были наведены по рации на две группы немецких бомбардировщиков, летевших бомбить подходящие к линии фронта советские войска. Несмотря на 10-кратное превосходство врага, истребители, в составе которых был и Старший лейтенант Смирнов, атаковали первую, а затем вторую группу и заставили бомбардировщиков беспорядочно сбросить бомбы на свои войска. Истребители сбили несколько "Юнкерсов", один из них был сбит Смирновым.

В другой раз 6 Ла-5, ведомые Смирновым, прикрывали действия наземных войск и встретилась с 30 вражескими самолётами. Враг и на этот раз понёс серьёзные потери. В этом бою Смирнов сбил 2 самолёта - Ju-87 и FW-190, а третий самолёт заставил сесть на нашей территории и сдаться пехоте. Ещё 2 самолёта были сбиты другими лётчиками. Потеряв 5 самолётов, бомбардировщики беспорядочно сбросили бомбы и повернули обратно.

28 Ноября 1943 года в первый и последний раз за войну Ла-5 Смирнова был сбит в районе Кривого Рога, сам он приземлился с парашютом. В тот день 4 истребителя Ла-5 барражировали вдоль линии фронта, углубившись на 15 - 20 километров и сторону врага. Ведущий группы Лейтенант Быстров вёл первую пару, Олег Смирнов - чуть сзади и выше - вторую.

Лётчики зорко всматривались в голубую даль и волновались: неизвестно откуда могут появиться самолёты противника, в каком числе, какие по типам, выше или ниже. Но вот на юго - западе, несколько выше "Лавочкиных", показались 6 точек - истребители Ме-109F.

Волнение сразу прошло. Быстров передал команду по радио: "Перестроиться в правый пеленг !"

"Мессеры" уже вытянулись в цепочку и с левым разворотом ринулись на "Лавочкиных". Но те ждали атаку и заранее предвидели её направление. Поэтому атаки обеих групп начались на встречных курсах и сошлись в лобовую: "Мессеры" - сверху вниз, "Лавочкины" - снизу вверх.

Кому - то из советских лётчиков удалось зажечь один Ме-109, он задымился и круто пошёл к земле. Но лобовая атака скоротечна. Самолёты разошлись после атаки и резко набирали высоту, чтобы занять выгодное положение. Вскоре началась обычная "карусель" в горизонтальной плоскости. Тут смотри в оба - гонись за врагом, но не забывай о своём тыле.

Замыкающий "Мессер" несколько оторвался от своей цепочки и заметно отстал. Смирнов тотчас это заметил и, передав по радио своему ведомому - молодому лётчику, что идёт в атаку, пошёл на сближение.

Сзади "Мессера" потянулся сизо - чёрный хвост. Смирнов положил самолёт в левый разворот... Дистанция быстро сокращалась: 200 метров, 150... "Пора !" - решил Олег.

Но прежде чем открыть огонь, лётчик всё же оглянулся назад, чтобы удостовериться в надёжности своего прикрытия с тыла. И прямо - таки обмер от неожиданности. Ведомого сзади не было, а строго в хвост, метрах в 25 пристроился к нему "Мессер". Вряд ли сознательно, скорее интуитивно, Смирнов бросил самолёт на спину, надеясь уйти переворотом из - под удара. Но в тот же миг раздался треск, в кабине запахло гарью, а рядом кометами мелькнули две огневые смертоносные трассы.

"Попал из пушек", - понял Смирнов. Быстро овладев собой, Олег попытался перевести самолёт в обыкновенный штопор, но тщетно: перебитые рули не действовали. Самолёт стремительно шёл вниз. Оставалось одно - парашют.

На земле шёл бой. Судя по разрывам и пожарищам, парашют опускался на территорию, занятую врагом, примерно в 2 километрах от своих войск. Но что это ? Дым от пожарищ тянулся в сторону советских войск. Как луч солнца, блеснула надежда: "Ветер отнесёт к своим".

Примерно на высоте 500 метров парашютист находился над самой линией фронта. Немцы, заметив, что лётчика относит, открыли по нему огонь из зениток. "От двух смертей ушёл, третья нависла, - с тревогой подумал лётчик. - По мне бьют, а я болтаюсь в небе". Не мешкая, Олег подтянул стропы и с резким скольжением спустился на землю. На чьей территории он произвёл посадку, Олег не знал, поэтому, приземлившись, он мгновенно сбросил парашют и укрылся в воронке. Всё - таки линию фронта он перетянул метров на 200. Вскоре Олег был в окружении бойцов, доставивших его на КП, а затем и на аэродром.

Получив новый самолёт, Олег Смирнов отомстил врагам за первое своё поражение.

Позднее Смирнов сражался под Одессой и в Молдавии, принимал участие в освобождении Болгарии, Румынии, Югославии. Но особенно "урожайным" для Смирнова было небо Будапешта. Здесь он сбил 11 "Фокке - Вульфов". Счёт сбитых им вражеских самолётов приблизился к 20. Последние 2 "Мессера" славный лётчик - истребитель сбил у Вены.

С Апреля 1945 года заместитель командира эскадрильи 31-го ИАП Старший лейтенант О. Н. Смирнов летал на Ла-7 с бортовым номером "37", в стандартном камуфляже полка того времени: серо - голубой низ самолета, тёмно - зелёный с чёрными пятнами верх.

9 Мая 1945 года наступил день Победы над фашистской Германией. В это время Гвардии капитан Смирнов находился в Чехословакии. Для него война ещё не кончилась. Он участвовал в разгроме фашистской группы войск, отказавшихся капитулировать. Это были последние атаки, принесшие окончательное освобождение народам Европы от коричневой чумы.

За время Великой Отечественной войны он провёл 120 воздушных боёв, совершил 404 успешных боевых вылета, сбил 20 вражеских самолётов лично и 7 в группе ( из лично сбитых: Ju-52, 2 Ju-88, 4 Ju-87, 3 Ме-109, 10 FW-190 ).

Родина высоко оценила подвиг своего сына. Бесстрашный воздушный боец награждён 6 орденами, югославским орденом "Партизанская Звезда" 1-й степени, болгарской медалью "Отечественная война 1945 года", медалью "За отвагу" и многими другими медалями. 18 Августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Таков его итог войны. Ну, а когда Олег Николаевич начинал вспоминать о прошедшей войне, то в памяти его всегда всплывало совсем иное. Не цифры, не награды, а люди, места, события. Люди - боевые товарищи и враги. Места - родные и зарубежные. События - суровые, с победами и невозвратимыми потерями...

В 1947 году лётчик демобилизовался из армии, работал на Московской фабрике художественных изделий. Выйдя на пенсию, вёл большую общественную и военно - патриотическую работу среди молодёжи.



Поделиться: