С 1920 года Вилинский преподавал в Одесской консерватории, утвержден в звании профессора (1926). Возглавлял Одесскую областную организацию Союза композиторов Украины. В 1930-е годы у него учились по классу специальной гармонии Эмиль и Лиза Гилельс, Давид Ойстрах, Яков Зак и ряд других выдающихся музыкантов. С 1941 профессор Ташкентской консерватории, с 1944 профессор, заведующий кафедры Теории Музыки Киевской консерватории. Автор симфонических сюит, кантат, вокально-хоровых обработок украинских, русских и молдавских народных песен, романсов, камерно-инструментальных сочинений, а также ряда теоретических работ и статей.
Из рода потомственных дворян, отец Вилинский Николай Александрович, мать Вилинская (урожд. Черкунова) Валентина Никифоровна. Начал серьезно заниматься музыкой самостоятельно в годы обучения в Ананьевской гимназии, дирижировал церковным хором, организовал школьный оркестр народных инструментов. В его
начальное музыкальное становление внесла свою лепту его мать, бывшая пристойной пианисткой. Однако, по настоянию своего отца Вилинский после окончания гимназии в 1906 году поступает на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, который он успешно окончил в 1912 году..
Выпускник
Одесской консерватории (1919), по классу композиции занимался у Витольда Осиповича Малишевского (см. также Witold Maliszewski), ученика Н. А. Римского-Корсакова. Отношения профессора и студента быстро переросли в большую дружбу, Малишевский очень ценил Вилинского и выделял его среди своих учеников.
Сохранились воспоминания о том, что Малишевский, навсегда покидая Одессу опасаясь репрессий, пытался забрать своего любимого ученика Николая Вилинского вместе с семьей в эмиграцию.
С 1920 года Вилинский преподавал в Одесской консерватории, утвержден в звании профессора (1926). Возглавлял Одесску
ю областную организацию Союза композиторов Украины. В 1930-е годы у него учились по классу специальной гармонии Эмиль и Лиза Гилельс, Давид Ойстрах, Яков Зак и ряд других выдающихся музыкантов. С 1941 профессор Ташкентской консерватории, с 1944 профессор, заведующий кафедры Теории Музыки Киевской ко
нсерватории. Автор симфонических сюит, кантат, вокально-хоровых обработок украинских, русских и молдавских народных песен, романсов, камерно-инструментальных сочинений, а также ряда теоретических работ и статей. В 20-е годы композитор создал «Балладу в форме вариация на украинскую народную тему» op.
5, пьесы «Мечты» и «Раздумья» op. 7 (1925), «Элегическую сюиту» op.8 (1914—1925), «Детский альбом» — восемь пьес в четыре руки op. 11 (1925).
К юношеским произведениям композитора принадлежат миниатюры без опуса: «Грустная песенка», «Траурный марш», «Две мазурки», «Элегия», «Вальс», «Марш» (1905
—1909), «Прелюдии No.1 и No. 2» (1909, заново отредактированы в 1949 и 1925 годах). «Прелюдия для левой руки», «Фуга» си-бемоль минор, «Русские вариации в эпическом стиле на оригинальную тему» op. 3 (1913—1914).
Позднее Н.Вилинский пишет «Образцовые вариации» op.29 (как пособие по курсу гармонии
для студентов-композиторов — 1947), «Вариации No 1 и No 2.» op. 33 (1949), «Четыре миниатюры памяти А.Лядова» op. 40 (1956). В 20-30 х. гг. Н. Вилинский сыграл большую роль в развитии национальной музыкальной культуры Молдавии. Он много ездил по самым глухим ее районам и собирал народные песни и тан
цевальные мелодии. В результате многолетней кропотливой работы было издано большое их количество, кроме того, появились 3 сюиты для симфонического оркестра на молдавские народные темы и кантата «Молдавия» для хора, солистов и симфонического оркестра op.21 (1937—1939). В Молдавии стали работать его у
ченики: Л. Гуров, ставший директором Кишиневской консерватории и возглавлявший в те годы Союз композиторов Молдавии Д. Гершфельд, и др.
Н. Н. Вилинский участвовал в издании собрания сочинений Н. В. Лысенко. Он редактировал ХIII и XIV тома, причем часть неизданных произведений он восстановил по че
рновикам и наброскам, а незаконченные работы композитора по поручению редакционной коллегии закончил.
Фортепианные произведения Н.Вилинского отличаются разнообразием фактуры, чистотой и ясностью голосоведения. Образное содержание его сочинений близко музыке его любимых композиторов — Лядова, Скря
бина и отчасти Шопена. Вместе с Косенко, Лятошинским, Ревуцким, и другими украинскими мастерами Вилинский способствовал процессу кристализации национальных черт в украинской фортепианной культуре. Его «Баллада в форме вариаций на украинскую народную тему» — одно из выдающихся произведений первой пол