Популярные личности

Майя Плисецкая

прима-балерина, народная артистка СССР
На фото Майя Плисецкая
Категория:
Дата рождения:
1925-11-20
Место рождения:
Москва, Россия
Дата смерти:
2015-05-02
Место смерти:
Мюнхен, Германия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Майя Плисецкая: Аве, Майя!

В отличие от великих живописцев и писателей, слава служителей Терпсихоры ненадолго переживает их не такой уж большой творческий век. О великих танцорах прошлого мы можем судить лишь по мемуарам современников и немногочисленным портретам, а позднее – фотографиям, и лишь сравнительно недавно движения танца стало возможным запечатлеть на кинопленке или в видеозаписях. Можно считать большой удачей, что для потомков сохранится не только слава, но и творческое наследие Майи Михайловны Плисецкой. Десятилетиями они была гордостью советского балета, снималась в фильмах, писала книги, выходила на подиум в творениях Кардена и Сен-Лорана. О непреклонном характере и остром языке великой балерины слагали легенды, и никто не сомневался в ее праве выходить на сцену в 70 с лишним лет.


Среди многочисленных родственников Майи (у ее деда, зубного врача Менделя Мессерера, было 10 детей) немало представителей искусства. Суламифь и Асаф Мессереры - солисты Большого театра, а впоследствии известные балетмейстеры, Азарий Мессерер (Азаров) – актер и режиссер, Елизавета Мессерер – актриса. Рахиль (Ра), мать великой балерины, окончила ВГИК и снялась в нескольких немых фильмах. Еще студенткой она вышла замуж за Михаила Плисецкого, занимавшегося в то время производством фильмов. В 1925 году (20 ноября) у Плисецких родилась дочь Майя. Карьера отца семейства резко шла в гору – он занимался внешней торговлей, и в 1932 году он был назначен консулом и руководителем концессии на Шпицбергене. Именно там и состоялся первый выход Майи на сцену – она приняла участие в

пушкинской 'Русалке', поставленной ее матерью.

В 1936 году семья Плисецких, где уже был пятилетний сын Александр, вернулась в Москву. Майя успешно училась в Московском хореографическом училище, но счастье продолжалось недолго. В 1937 году Михаила Плисецкого арестовали (он был расстрелян в 1938), а беременную Рахиль отправили в Акмолинский лагерь. Майю и Александра взяли на воспитание Суламифь и Асаф. Они же и хлопотали о смягчении участи сестры, и вскоре Ра вместе с грудным Азаром была переведена на вольное поселение в Чимкент, а в апреле 1941-го была освобождена.

С началом войны Плисецкие переехали в Свердловск. Майя, уже имеющая опыт выступлений, принимала участие в концертах. Суламифь поставила для племянницы знаменитого 'Умирающего лебедя', который стал

визитной карточкой великой балерины, однако вынужденный перерыв в занятиях пагубно сказывался на технике девочки. Узнав, что хореографическое училище возобновило занятия, она самостоятельно вернулась в столицу, была принята сразу в выпускной класс, и в 1943 году уже танцевала в кордебалете Большого. В этом же году молодая балерина исполнила Машу в 'Щелкунчике', затем Мирту в 'Жизели', фею Осени в 'Золушке', за ними пришли главные партии в 'Раймонде', 'Спящей красавице', Китри в 'Дон-Кихоте'. В 1947 году Плисецкая впервые станцевала в 'Лебедином озере', и три последующих десятка лет ее Одетта-Одиллия считались непревзойденными. Необыкновенно пластичные руки балерины, высокие прыжки, в том числе и редкий тогда прыжок 'в кольцо', стремительные летящие шаги, редкая музы

кальность привлекали к Плисецкой внимание поклонников балета, и после ухода Улановой она стала ведущей солисткой Большого театра. Однако Майя не стремилась замыкаться в рамках классики, исполняла танцы в операх 'Руслан и Людмила', 'Хованщина', 'Садко', 'Фауст'. Открытиями для балетоманов стала ее Хозяйка медной горы (1954), Сюимбике ('Шурале',1955), Эгина ('Спартак',1958). Немалую роль в судьбе знаменитой балерины сыграл и ее семейный и творческий союз с композитором Родионом Щедриным.

Первый брак Плисецкой (1956 г.) с Марисом Лиепа продлился всего 3 месяца, а в 1958 году Майя стала женой Щедрина. По словам балерины, муж дарил ей не бриллианты, а балеты. Первая попытка, аранжировка мелодий к фильмам Чарли Чаплина, оказалась неудачной, но 'Конек-горбунок' стал укр

шением репертуара Большого театра. Авторитет Щедрина и семейный статус способствовал тому, что Плисецкую, 'невыездную' из-за родственников в США, в 1959 году отправили в заокеанское турне, которое стало настоящим триумфом для нее. С тех пор приглашения в зарубежные поездки следовали одно за другим, и часто становились причиной конфликтов балерины с соответствующими органами. Однако настоящий скандал разразился после премьеры знаменитой 'Кармен-сюиты' (1967).

Для постановки балета, написанного Щедриным на основе оперы Бизе, был приглашен кубинский хореограф Альберто Алонсо, но его хореография вызвала настоящий шок у Екатерины Фурцевой. 'Кармен' надолго сняли с репертуара, и возобновили только на время зарубежных гастролей. В этом же году Плисецкая появилась на эк

ране в образе элегантной Бетси Тверской в 'Анне Карениной', и в 1972 году состоялась премьера одноименного балета, музыку для которого написал Щедрин, а необычные костюмы сшил Пьер Карден, называвший Плисецкую своей музой. Однако в это время между прима-балериной (и другими ведущими исполнителями) и главным балетмейстером Большого Григоровичем разгорелся конфликт.

Плисецкая успешно танцевала за рубежом в таких постановках, как 'Гибель розы', 'Айседора', 'Болеро', 'Леда' и др., с ней работали знаменитые хореографы (Бежар, Пети, Роббинс), но прима с трудом добивалась новых постановок на родной для себя сцене. В 1980 году она поставила 'Чайку', а в 1985 – 'Даму с собачкой'. Музыку для этих балетов написал Щедрин, а в главных ролях выступила сама Плисецкая. С 1983 г

ода Майя Михайловна стала художественным руководителем театров оперы и балета в Риме и Мадриде, работала с Михаилом Барышниковым и Рудольфом Нуриевым. В 1990 году ее, вместе с Васильевым и Максимовой, уволили из труппы Большого театра. Плисецкая продолжала концертную деятельность, проводила мастер-классы, входила в жюри конкурсов. В день своего 70-летия она исполняла партию в балете 'Курозука', на 75-летний юбилей – номер Бежара 'Аве Майя', а в 2003 году вышла на сцену в 'Послеполуденном отдыхе фавна'. Запланированное празднование 90-летия великой балерины, к сожалению, пройдет без ее участия. В мае 2015 года Майя Михайловна скончалась от болезни сердца. По совместному завещанию Плисецкой и Щедрина, после смерти и кремации их совместный прах будет развеян в России.






Поделиться: